Религия Индии Ведийского периода
Религия Индии Ведийского периода
Характерен культ родоплеменного. Индийцы обожествляли природу.
Богиня Сарасвати – богиня реки. В основе этих представлений лежали общие индоевропейские представления. Анализ письменных источников показал, что индийская Ригведа совпадает с иранской Авестой.
Главный бог – Дьяус-Питар (бог неба). Не было иерархии богов, не было верховного бога.
Агни – божество огня и сам огонь. Ведийцы обожествляли земной огонь.
Сома – божество и опьяняющий напиток, сильно действующее наркотическое в-во. Оно играло важную роль. Оно упоминается во всех текстах. Сома пришла с древности.
Индра – бог грозы, дождя. Считалось, что Индра – небесный раджа.
Сурья – бог солнца, небесный огонь. В Индии солярные и небесные божества не играли значительной роли.
Трилока – небесная сфера, где жили соответствующие боги, атмосфера. Пространство м/у небом и землей.
Рекомендуемые материалы
С приходом индоариев, пантеон богов расширился. Они делили богов на 2е большие группы:
~ Дэвэ – боги родоплеменных культов, хорошие, добрые боги.
~ Асуры – злые, нехорошие боги. Встречаются и такие сведения, что асуры были отцами дэвов. Потом началась их борьба, эта борьба не касалась людей.
Боги воспринимались также как и люди. Они могли терпеть поражения.
В последний ведический период появляется понятие и сансаре – понятие о переселении души (рееркарнация).
Человек состоит из тела и души. В отличие от других религий здесь не было обсолютизаций о загробном мире. Они считали, что после смерти ч-ка, душа продолжает свои страниствия. Условием этого была карма, если ч-к праведный.
В поздний ведийский период появляются новые боги. На 1й план выходит Брахма. Он воспринимается как абстрактное божество. Брахма – бог создатель. Кроме него выделяются культы богов Вишну и Шива.
Эта троица называлась – тримурти и воспринималась как единое божество. Тримурти установил на земле законы Дхарм.
Вишну – бог-охранитель, доброе божество.
Шива – бог-разрушитель.
Эти 2а бога разделились в вишнуизм и шиваизм.
Широко было распространение аваторы - нисхождения.
Аваторы:
- Вишну – рабы (во времена потопа).
- Вишну – черепаха (он виде черепахи достал напиток бессмертия).
- Вишну – вепрь.
- Вишну – лев.
- Вишну – карлик.
- Вишну – Рам (бог-царь) с топором (связана с периодом борьбы шудров и кшатриев. Вишну победил кшатриев).
- Вишну – Рама, убивающий демонов.
- Вишну – Кришна(мифологический герой племени Ядавы).
- Вишну – Будда.
- Вишну – Калка.
Шива – часто изображается в виде символов. Шива – бог плодородия. Он выступает как танцор, шаман.
Человеку угрожали не боги, а злые демоны – Ракшасы. Широко были распространены представления о всякой нечестии.
В древнейших книгах отразилось представление индийцев о золотом веке. Ведийцы представляли себе человеческую историю как историю 4х эпох:
1ая эпоха – Критаюга – золотой век человечества. Переводится как совершенный, правильный. Люди жили счастливо, в мире царила справедливость.
2ая эпоха – Трета – справедливость становятся ниже на ¼, появляются пороки.
3яя эпоха – Двапара – справедливость стала еще меньше на ¼, люди разделились на 4е части веды. Начинаются болезни и стихийные бедствия.
4ая эпоха – Калиюга – темная эпоха, канун гибели.
Политическая история Индии I тыс.до н.э.
К VI в до н.э в Сев.Индии складывается ряд крупных государств, наиболее крупными были:
~ Канала
~ Калинга
~ Магадха
К V-IV в до н.э Магадха становиться самым крупным государством. Столицей был г.Паталипутра. В Сев.Индии было ~ 16 крупных государств.
С сер. II до сер.I тыс до н.э – период постоянных миграций. Происходит перемешение итих племен. В этот период сильное государство не могло сложиться – постоянные войны мешали складыванию политической ситуации.
Процесс образования государств пошел быстрее в связи с :
- Переменами социально-экономического развития.
- Изменениями международных отношений.
- Внешняя угроза.
Части Сев.-Зап.Индии вошли в состав державы Ахеменидов.
Завоевания Индии А.Македонским.
Империя Нанды
В IV в до н.э к власти приходит Шудрянская династия – династия Нандов (по имени основателя Нандо).
Неизвестно, что предшествовало этому перевороту. В основном это античные источники. Считалось, что к власти пришли простые люди. Шудры представляли собой имущественную власть.
Империя Нандов охватывала Сев.Индию. существовала и могучая кшатрийская оппозиция, к-ая стремилась свергнуть Нандов.
Нанды правили с 164 до 317 гг до н.э. В этот период на Индию оказал влияние Индийский поход А Македонского.
Весной 337 г.до н.э Македонский начал поход.
326 г.до н.э. – 120 тысячная армия вторглась в Пенджаб. Там было 2а государства Таксила – ее царь сдался, т.к. индийские княжества враждовали и их правитель хотел разгромить врагов с помощью Македонского. 2ое государство во главе с Пором оказало сопротивление.
На берегу реки Гидасп встретились армии Македонского и Пора. Пор рассчитывал на боевых слонов. Македонский уже был знаком со слонами. Он обошел армию и ударил конницей на слонов, они начали топтать и своих и чужих. Армия Пора побеждала, он не покинул поле боя и раненный был взят в плен. Пор стал союзником Александра. Столкновения с этими княжествами сыграли свою роль. Армия забастовала и проход не был продолжен – тяжелые природные условия, бедные земли.
Территория Зап.Индии вошла в состав державы А.Македонского. здесь были оставлены наместники и гарнизоны. За походом Македонского последовала эпоха эллинизма.
В этот период появляется еще одно лицо – Чандрагупта – из рода Маурия. Он считается с Македонским, возможно, участвовал в сражении. Возможно, он был учеником оппозиции Нандов.
Гипотезы:
(~ 317г.до н.э)
- Сначала он возглавил движение против Македонского, а потом захватил власть.
- Сначала захватил власть, а потом воевал с Македонским.
Война с нандами длилась от 12 до 16 лет.
Он захватывает и свергает последнего нанда – Джона Нанда. Его учителем был Каутилья.
Чандрагупта начал укреплять свое государство, начались смуты и он соверщил карательные походы.
После развала государства Македонского образовались государства, к-ые возглавили его преемники.
Индия получила неспокойного соседа – государство Селевкидов (Селевк Никатор).
М/у ними началась война. Кто был инициатором войны неизвестно.
В 305 г до н.э был заключен мир.очевидно победил Чандрагупта. Согласно договору селевкиды отдают Авган, Белуджистан и свою дочку, взамен Чандрагупта отдает 500 боевых слонов.
Чандрагупта восстановил сев.границы Индии.
288 г до н.э – Чандрагупта умер.
Следующий царь – Бандусар.
- Возможно он убил Чандрагупту.
- О его правлении известно немного.
- Была сильная оппозиция, поднимались восстания.
- Он начал завоевания на Юге – продолжад политику объединения.
- 273 г до н.э – власть меняется.
К власти приходит сын Бандусара – Ашока (273-236 гг до н.э).
- Сверг своего отца.
- Ашока оставил «Эдикты царя Ашоки». Они были выбиты на стенах в разных концах государства. По ним мы можем определить границы, политику «религию реформы».
- В юности он был злым царем.
- Он завершает начатое дедом и присоединяет Калиндгу. Сражения были очень кровопролитные.
- Последняя битва – 100 тыс.убитых, 150 тыс.раненых
- Источник: Ашока выйдя на поле и увидев горы трупов, проникся отвращением к войне.
- Ашоке нравиться изменяться, он приветствует новую религию – буддизм.
- Ашока посетил родину Будды.
- При нем было построено 25 тыс.буддиских храмов. Он начал пропаганду буддизма на Ю-В Азии
- Эдикты Ашоки содержат тхарма мантры (священные заклинания). Это не буддийские проповеди, это этническая норма, к-ую он хотел установить на территории государства, она конечно имеет отношение к буддизму.
- Возникает оппозиция из представителей других религий, т.к. он придерживается политики веротерпимости.
- Наука была пуста из-зи затрат на буддизм. Его сын поставил папу на место – не дал денег из казны.
- После Ашоки – распад Империи Мауриев.
В 187 г до н.э последний правитель был убит свои полководцем. Этот полководец образовал династию Шунга.
В к. II нач. I в до н.э Индия была захвачена племенами массагетов и саков.
В нач. I в до н.э Индию покорили пархяне.
Экономика
Индийская община незыблема. Они остается неизменной до сегодняшнего дня.
Причины:
- Природные условия Др.Индии сохранили необходимость общинного труда – фактор, к-ый сдерживал.
- Община – самодостаточна, она сама себя защищала – кшатрии, по сути нанимались общиной, они обслуживали общину, а она их кормила.
Города не были нужны, т.к. ремесленники были внутри общины. Они появились, когда возникли крупные государства.
Западные историки варна – это деление по расам – 3 варны – арийцы.
Жрецы носили белое (непорочное), кшатрии – красное (мужество), вайши – желтое, шудры – черное.
1. В период арийского завоевания необходимо было закрепить сословия, к-ые возникли в обществе. На 1й план выходят не родственные отношения, а сословные.
2. Варновая организация была необходима, т.к. государство появляется поздно. Эта гипотиза не является окончательной, т.к. варны существовали еще у индоевр., иранских племен, т.е. в древнейший период и мы не можем сказать, что оно обозначало.
Жречество могло закрепить свои позиции только выделив себя в особые сословия.
Вывод:
- Варновая система – это очень древнее деление общества, к-ое появилось, когда арии шли в Индию.
- Точно определить смысл и значение этого явления мы не можем.
- Наиболее вероятно, что варны – это сословия.
Буддизм
Основатель – Сиддхартха Шакьямуни
Он родился на территории современного Непала, в деревне Лумбини. На определенном этапе своей жизни он стал бродячим аскетом.
Люди также интересуются этой лекцией: Аппаратные средства и программное обеспечение ЭВМ.
В 40 лет он стал «просветителем».
560-480 гг до н.э.
Главная идея – жизнь это зло, жить – страдать. Страдания можно прекратить. Идеалом считается состояние нирваны. Главная заповедь – отказ от желаний.
Выделяет 2а направления:
- Хинаяна – путь спасения для монахов. Из общины сангха (не причиняй зла всему живому).
- Махаяна – широкий путь спасения: соблюдать заповеди, поддержать общину, этот путь доступен каждому.
Буддийский храм – ступа
Оформление буддизма вызвало оформление индуизма. Буддизму не важно, кто ч-к, это выдвигает его в мировые религии.