Языческие верования
Лекция 5. ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ
Понятия и идеалы раннесредневековой Англии, отразившиеся в ее литературе, представляют своеобразное сочетание христианских и дохристианских представлений. Последние можно условно разделить на две группы: языческие верования и героико-эпические представления.
Языческие верования.
Методы введения христианства и первоначальные формы церковной идеологии в Англии отличались значительной терпимостью. Тонкий политик, папа Григорий I писал в 601 г. своим миссионерам “... храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиться только истреблением одних идолов... ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто их обратить от служения демонам на служение истинному Богу”. Языческие верования были трудно искоренимы, поскольку человек в то время был тесно связан с природой и полностью зависел от нее. Поэтому церковь допускала постепенное вытеснение языческих обычаев, подмена их христианскими вплоть до временного сохранения языческих божеств, но уже в другой ипостаси - как злых духов, пособников дьявола. Заклинание от прострела, где эсы и эльвы приравниваются к ведьмам.
Языческие верования англосаксов сохранились в отдельных упоминаниях “Церковной истории” Беды, свидетельствах топонимики, данных римских и средневековых авторов, поэтическом творчестве англосаксов. До сих пор английские наименования дней недели включают имена языческих божеств (вторник – день бога войны Тюра, среда – верховного бога Водана и т.п.). Английское название Пасхи – Easter – восходит к имени языческой богини земли. Наряду с поклонением общегерманским богам, была распространена вера в злых духов и чудовищ, в магическую силу заклинаний и заговоров. Тацит о гадании по жребию у германцев.