Популярные услуги

Главная » Лекции » Экономика и финансы » История экономической мысли » Экономические идеи западноевропейских социалистов-утопистов

Экономические идеи западноевропейских социалистов-утопистов

2021-03-09СтудИзба

Глава 6. Экономические идеи западноевропейских социалистов-утопистов

3. Общая характеристика утопического социализма конца XVIII – начала XIX в.

Во все времена на земле жили люди, которые мечтали о лучшей жизни для человечества и верили в ее возможность на земле (идеи раннего христианства, народные ереси средневековья, в более поздний период это “Утопия” Т.Мора, “Город Солнца” Т.Кампанеллы). Однако в классическом виде учение социалистов-утопистов сформировалось в конце ХVIII – начала ХIХ вв. – в эпоху становления капитализма в Западной Европе. К этому времени капиталистические отношения достаточно развились. Социально-экономические условия формирования идей утопического социализма составили промышленный переворот конца ХVIII в. в Англии, французская буржуазная революция 1789-1794 гг., затем начало промышленного переворота во Франции. Все эти события закрепили экономические и политические позиции буржуазии, ускорили формирование промышленного пролетариата, росла его численность. При переходе к машинному производству положение пролетариата ухудшилось: удлинение рабочего дня, снижение заработной платы, вовлечение женщин и детей в производство, тяжелые жилищные условия, отсутствие регламентации труда. Нарастал стихийный протест против такого положения, но рабочий класс еще не сформировался как самостоятельная политическая сила, классовая противоположность между буржуазией и пролетариатом не выявилась в полной мере и представлялась как конфликт между богатством и бедностью, силой и бесправием. В этих условиях и сформировались идеи утопического социализма.

Наиболее известными представителями утопического социализма были А.Сен-Симон, Ш.Фурье (Франция) и З.Оуэн (Англия). Их теории непохожи друг на друга, но в общем плане в их взглядах есть общие черты, что позволяет объединить их под общим названием – учение утопического социализма. Выделим эти общие черты.

Во-первых, критика капитализма, которая носит радикальный характер. Они обличают капитализм за сосредоточение в руках отдельных лиц огромных богатств, за анархию, за бедность и нищету народных масс.

Во-вторых, в отличие от классиков буржуазной политической экономии, которые считали капитализм вечным и естественным строем, социалисты-утописты обосновывали идею об исторически происходящем характере капитализма. Развитие человечества они рассматривали как исторический процесс смены одной стадии развития другой. На смену капитализму должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.

В-третьих, в своих конструкциях будущего развития они предвидели многие черты будущего общества (высокий уровень развития производительных сил, широкое применение науки и техники, исчезновение противоположностей между умственным и физическим трудом, городом и деревней и др.).

В-четвертых, переустройство общества, считали они, должно произойти мирным путем при помощи правящего класса, они не видели реальных путей перехода к новому обществу. Пролетариат рассматривали как страдающую массу, отвергая политическую борьбу. Главной задачей они считали пропаганду своих идей, развитие сознание и на этой  основе преобразование общества. Себя они ставили над классами, ибо, по их мнению, они отражают интересы всех слоев общества.

Представители теории утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества, они отвергали революцию, не выделяли пролетариат из общей массы, надеялись на преобразование общества путем пропаганды идей социальной справедливости, все это, по мнению классиков марксизма-ленинизма, обусловливает утопизм их идей.

Рекомендуемые материалы

Какова величина уставного капитала акционерного общества, если известны остальные статьи бухгалтерского баланса: Денежные средства 10000 тыс. д.е. Ценные бумаги 5000 тыс. д.е. Запасы сырья и готовой продукции 60000 тыс. д.е. Основные средства 25000 т
Экономические риски в предпринимательской деятельности
В предшествующем году заводом было изготовлено 60 тыс. изделий по себестоимости 90 д.е./шт. В текущем году, в результате удорожания ком-плектующих, переменные затраты на производство продукции увеличились по сравнению с предыдущим годом на 187,5 тыс.
В отчетном году предприятие реализовало продукции на 600 д.е., по-лучив при этом 200 д.е. прибыли. Определить затраты на одну денежную единицу реализованной продукции и рентабельность производства.
Определить величину оборотных средств в производственных запасах по i– тым комплектующим, если годовой объем выпуска изделий, в каждом из которых применяются i– тые комплектующие на сумму 3 д. е., составляет 36000 шт. Договора с предприятиями-поставщ
FREE
Основные макроэкономические показатели ВВП

Однако, оценивая их теории в целом, следует подчеркнуть, что учение утопического социализма являлось прогрессивным, оно отражало стремление зарождающегося пролетариата и явилось одним из источников марксизма. Каждый из представителей этого направления оставил свой след не только в истории экономической и социальной мысли, но и практики ХIХ и ХХ вв., оказав воздействие на развитие социалистических идей.

2. Экономические идеи А.Сен-Симона.

Анри Клод де Ребрус Сен-Симон (1760-1825) – это представитель французского утопического социализма. Он выходец из семьи аристократов, был современником французской революции 1789-1794 гг. Всемирно известными являются работы Сен-Симона: “Письма Женевского обитателя к современникам”, “О промышленной системе”, “Новое христианство”. Мы не находим у него сугубо экономических работ, в основном его интересуют социологические проблемы, тем не менее многие проблемы экономической теории нашли в них отражение.

От предшествующего утопизма ХVI-ХVII учение Сен-Симона отличается эволюционно-историческим подходом. Вместо идеи “естественного порядка” представителей классической буржуазной политической экономии он обосновывал идею развития: история развития человеческого общества – это процесс развития от низшей стадии к высшей. Он выделил пять степеней развития:

4. дикость (ранний период – когда все усилия людей сосредоточены на добывании пищи);

2) рабство (появился вкус к ремеслу, искусству);

3) средневековье (феодализм – органический период, поскольку крестьянские общины, ремесленные цехи, религия образуют организованное общество);

4) современный период – эпоха переходная (критический период);

5) золотой век – общество будущего (общество индустриалов).

Развитие общества от одной ступени и другой диктуется исторической необходимостью и происходит на основе взаимодействия двух процессов: развития знаний и развития хозяйства. Результатом взаимодействия этих процессов служит изменения состояния общества, главной движущей силой развития – знание и просвещение людей.

Современное ему общество Сен-Симон делил на два основных класса: праздных собственников и трудящихся индустриалов. Каждый из классов – это стремление установить порядок, соответствующий  их интересам. Доходы собственников он считал паразитическими, доходы индустриалов – трудовыми. К индустриалам он относил людей, занимающихся любой полезной деятельностью: ученые, рабочие, предприниматели, крестьяне и др. Именно они совместно с королевской властью должны установить новое справедливое общество – “золотой” век.

Основу всех зол современного ему общества он видел в частной собственности. Отношениям собственности он придавал первостепенное значение: “Учреждение собственности – суть, именно этот институт служит основой общественного знания…” Сен-Симон выступал против индивидуализма, анархии производства и конкуренции.

Новый общественный строй Сен-Симон называл индустриализмом и, характеризуя это новое общество, предвосхитил многие черты будущего. Цель развития общества индустриалов – физическое и моральное благополучие людей. Задача общественной организации – возможно лучшее применение на благо общества знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами.

Индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства по определенному плану. Управление будет осуществляться из единого центра индустриалами. Планы будут составляться учеными, промышленные капиталисты будут руководить их выполнением, трудящиеся – работать над их реализацией.

Стихию рынка и конкуренцию заменит ассоциация. В будущем обществе все обязаны трудиться, и будет господствовать принцип: от каждого по способности, каждой способности – по ее делам. Вся энергия государства будет направлена на развитие науки, искусства, промышленности, охране порядка, будет общественной функцией, считал Сен-Симон, что при индустриализме общество идейно будет объединено  новой религией, которую он называл новым христианством, представляющей сплав идей о справедливости.

Пропагандой идей Сен-Симона занимались его ученики – О.Родриг, Б.Анфонтен, С.Базар. В трудах Сен-Симона и его учеников мы не находим специальных трактовок категорий политической экономии, но вопрос о закономерностях развития капиталистического общества был поставлен в совершенно иную плоскость. Идеи Сен-Симона и его последователей оказали значительное воздействие на последующие социалистические учения.

3. Экономические взгляды Ш.Фурье.

Ш.Фурье (1772-1837) наряду с Сен-Симоном был великим представителем французского утопическом социализма. Он был выходцем из купеческой семьи, получил образование в иезуитском колледже и в дальнейшем свои знания он пополнял путем самообразования. Основные работы Ш.Фурье: “Теория четырех движений и всеобщих судеб”, “Новый промышленный и общественный мир”, “Теория всеобщего единства”. Сочинения его, также как идеи представляют собой уникальное явление. С одной стороны – это научные трактаты, с другой – это яркие памфлеты и невероятные фантазии. Некоторые его идеи – это пророческие предвидения (развитие монополий, трудовые акции и пр.), другие – дали толчок к образованию новых форм жизни и труда (кооперация, разного рода трудовые товарищества), третьи – бредовые (предписание в будущем обязательного образа действий и поведения).

В основе теории Ш.Фурье лежит оригинальное учение о страстях: человек от природы наделен определенными склонностями, влечениями и стремлениями. Страсти он делит на три группы:

а) материальные страсти: вкус, зрение слух, осязание, обоняние;

б) страсти – “влечение души”: дружба, любовь, честолюбие;

в) “верховные страсти”: энтузиазм, новаторство, соревнование.

Человек, считал Фурье, создан богом и от природы наделен только положительными наклонностями (стремление к труду, добродетели и пр.), но при определенных исторических условиях, в частности, при капитализме эти страсти превращаются в свою противоположность, например, возможность жить за счет эксплуатации вместо стремления к труду порождает ленность, честолюбие превращается в корыстолюбие. При капитализме, отмечал он, страсти человека производят “столько несправедливости и ужасов, сколько эти страсти провели бы справедливости и благодеяний при их прямом движении и согласованности развития”. В связи с этим Фурье дал уничтожающую критику капитализма. Он рассматривал капитализм как период упадка, которому свойственна анархия, паразитизм и неисчислимые бедствия народа. Фурье дал яркую картину бедственного положения трудящихся, показал, что излишек производства становится источником нужды и лишений. С особой силой он обрушивался на капиталистическую торговлю, разоблачая такие ее пороки, как мошенничество и спекуляцию. Рассматривая экономические процессы при капитализме, он гениально предсказал замену свободной конкуренции монополиями, дал свою классификацию монополий: колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление.

Серьезный вклад Фурье внес в исследование проблемы исторического развития общества. В основе развития общества лежит, по его мнению, развитие производительных сил, общество развивается в результате разрешения присущих ему противоречий. Он выделял такие стадии развития: дикость, патриархат, варварство и цивилизацию, причем в каждой из стадий выделялись свои периоды: детства, роста, упадка и дряхлости.

К цивилизации он относил капитализм, с развитием же крупной промышленности будет достигнут такой уровень производства, который обеспечит гармонию страстей, и на смену цивилизации придет новое общество – гармония, или ассоциация. Решающую роль в развитии общества играют гениальные личности, определяющим фактором каждого периода служит характер проявления страстей и природы человека.

Теперь рассмотрим проект будущего общества Фурье и его основные черты. Будущее общество, считал Фурье, будет бесклассовым, гармоничным, это общество “всеобщего единства”. Оно состоит из ассоциаций производителей – фаланг, созданных без принуждения, исходя из удовлетворения потребностей самих людей. Коллективное производство, подчеркивал он, самое “справедливое и привлекательное производство”. Каждая фаланга будет занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будут производить и потреблять продукцию. Основой будущего общества будет земледелие, промышленность должна играть подчиненную роль.

Представляет интерес решение Фурье проблемы частной собственности, которое отличается от идей других утопистов. Собственность обобществляется в масштабах трудового товарищества: она остается частной (негосударственной), но и не личной, не ликвидировать частную собственность, а превратить всех в собственников. Распределение созданного продукта между членами ассоциации осуществляется по трем направлениям: по труду, по таланту, по капиталу. Предсказывал он и общественные фонды потребления.

Много внимания Фурье уделил проблемам изменения характера труда в будущем обществе, в связи с этим, выделим такие моменты:

5. труд станет жизненной потребностью;

6. исчезнут противоречия между городом и деревней, умственным и физическим трудом;

7. возникнет новая организация труда и новые стимулы к труду – соревнование.

Прогрессивным были и идеи Фурье о воспитании подрастающего поколения и освобождении женщины в будущем обществе. Идеи Фурье – экономиста, философа, социального реформатора ХIХ в. получили широкое распространение и оказали влияние в той или иной мере на последующую социально-экономическую мысль. Идеи о новом характере общественного труда и общественном потреблении были использованы марксизмом, идеи о трудовых акциях и распределении прибыли между рабочими нашли воплощение в наши дни в развитых капиталистических странах.

8. Экономическая программа Р.Оуэна.

Роберт Оуэн (1772-1858) был представителем утопического социализма в Англии, его социалистические проекты изложены в таких основных произведениях: “Об образовании человеческого характера”, “Замечания о влиянии промышленной системы”, “Изложение рациональной системы общества”, “Книга о новом нравственном мире”.

Определим, прежде всего, особенности английского утопического социализма в отличие от французского, обусловленные большей развитостью капитализма и классовой борьбы пролетариата в Англии. Эти особенности состоят в следующем: Оуэн боролся против всех крупных частных собственников, заявляя, что будущее общество может существовать без капиталистов.

Французские утописты-социалисты отвергали буржуазную политическую экономию, Оуэн же пытался использовать классическую буржуазную политическую экономию против буржуазии, в интересах трудящихся. Восприняв трудовую теорию стоимости, Оуэн заявил, что продукт труда должен принадлежать тому, кто его создает.

Социальная программа Оуэна отличается практичностью, им были выдвинуты предложения по улучшению условий труда и быта рабочих, он стоял у истоков английского фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, запрещении ночного труда женщин и детей, считал, что государство должно охранять интересы трудящихся.

Оуэн четче формулировал противоречия капитализма: противоречие между производством и потреблением, противоречие между трудом и капиталом. Он выступал с критикой денег, считая их корнем всего зла. Существование денег как искусственного мерила стоимости наряду с частной собственностью объявлял причиной противоречия между трудом и капиталом. Оуэн предлагал уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – “рабочие деньги”. Он даже попытался претворить свою идею в жизнь, но из этой затеи ничего не вышло.

Оуэн пытался вскрыть причины безработицы, считал, что она связана с применением машин, и выступал с проектом ликвидации безработицы путем организации кооперативных общин. В качестве причины кризисов перепроизводства считал недопотребление трудящихся, вся беда состоит в неправильном распределении продуктов производства.

Новое общество он называл социализмом, создание его произойдет путем принятия разумных законов и просвещения населения. Оно будет опираться на общественную собственность, ячейкой будущего общества будет кооперативная община, основой богатства – обязательный для всех труд. Население в общине будет заниматься и промышленным, и сельскохозяйственным трудом, не будет эксплуатации, исчезнет противоречие между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, принципом распределения будет: от каждого – по способности, каждому – по труду. Целью развития будет всестороннее развитие личности.

Следует иметь в виду, что в отличие от других социалистов-утопистов, Оуэн шел не от готовой модели общества к практике, а, наоборот, от эксперимента к последующим обобщениям и теориям. Но при осуществлении своих практических  экспериментов главным тезисом была необходимость воспитания трудящихся. “Устройство коммунистических поселений будет до тех пор неудачным, пока не удастся создать иные нравы; несравненно важнее влиять на людей духовным путем, чем менять сразу практические условия их жизни”.

Попытки Оуэна на практике осуществить свои коммунистические идеи не удались, общество было не готово к их принятию. Прошло время, и многие идеи Оуэна воплотились и стали привычными чертами жизни в ХХ веке.

Индивидуальные задания

1. Подготовьте доклад о практической деятельности Р. Оуэна.

Рекомендуем посмотреть лекцию "3.7 Определение границ слоев по количественной переменной".

2. Подберите материалы о жизни и творчестве социалистов рикардианцев.

Тесты для самоконтроля

1. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность:

а) частная;

б) мелкая;

в) общенародная.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее