Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта (Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней), страница 5
Описание файла
Файл "Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта" внутри архива находится в папке "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней". Текстовый-файл из архива "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр 5 страницы текстового-файла онлайн
Просветители Ломбардии............................... ........................................ ..........762
Пьетро Верри: "Добро рождается из зла" (763). Алессандро Верри: недоверие - "ласточка истины" (764). ЧезареБеккариа: против пыток и смертной казни (766)
Беккариа (тексты) ........................................ ........................................ ............768
Неаполитанское Просвещение ........................................ .................................772
Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии (772). Фердинандо Галиани: автор трактата "О деньгах" (774). Гаэтано Филанджери: разумные и универсальные законы должны учитывать состояние нации (775)
Часть десятая
КАНТ И ОБОСНОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава двадцать третья
КАНТ И ПОВОРОТ К ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКЕ
Жизненный путь и сочинения Канта ........................................ .......................779
Сочинения Канта (780). Духовная перспектива докритического периода (781). "Великий свет" 1769 г. и Диссертация 1770 г. (785)
"Критика чистого разума" ........................................ ........................................ 786
"Коперниканская революция" Канта (788). Трансцендентальная эстетика (теория чувственного познания и априорных форм) (790). Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания (793). Трансцендентальный схематизм и трансцендентальное обоснование ньютоновской физики (797). Различие между феноменом и ноуменом (вещью в себе) (799). Трансцендентальная диалектика (800)
"Критика практического разума" и Кантианская этика................................... .808
Понятие "практического разума" и цель новой "Критики" (808). Моральный закон как "категорический императив" (809). Сущность категорического императива (811). Формулы категорического императива (812). Свобода как условие и основание морального закона (813). Принцип автономии морали и его смысл (814). "Моральное благо" и типология суждения (816). "Ригоризм" и кантианский гимн долгу (817). Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом (818)
"Критика способности суждения"............................... .....................................820
Положение третьей "Критики" по отношению к двум предыдущим (820). Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая (820). Эстетическая способность суждения (821). Понятие возвышенного (823). Телеологическая способность суждения и выводы из "Критики способности суждения" (824)
Звездное небо надо мной и моральный закон во мне..................................... ...824
Кант (тексты)................................ ........................................ ............................826
Хронологическая таблица................................. ........................................ ....... 851
Именной указатель............................... ........................................ ................... 864
Часть первая
ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Magnum miraculum est homo.
Corpus Hermeticum
Чудо великое есть человек.
Герметический корпус
В мире множество чудес, но удивительнее человека нет ничего.
Софокл, "Антигона"
2
Глава первая
МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Историографическое значение термина "гуманизм"
Относительно эпохи гуманизма и Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этой эпохи, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем, с которыми трудно справиться и специалисту.
Вопрос оказывается осложненным тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. И дело в дальнейшем осложняется также тем, что исследования эпохи гуманизма и Возрождения приняли характер преимущественно аналитический и отраслевой, ученые утратили сам масштаб перспективы, из которой выпало главное - грандиозный синтез культур.
Будет полезно поэтому осветить основные концепции, без которых невозможно даже выдвижение каких-либо проблем, касающихся этого периода.
Начнем с рассмотрения самого понятия "гуманизм". Термин "гуманизм" появился сравнительно недавно. По-видимому, он был впервые использован Ф. Ниетхамером для того, чтобы указать на ту область культуры, которая покрывается изучением классики и собственный дух которой раскрывается в противопоставлении ее области научных дисциплин. Однако термин "гуманист" (итал. humanista и производные его в различных языках) появился в середине XV века, он был произведен по принципу терминов "законник" (legista), "юрист" (giurista), "знаток канонического права" (canonista), "художник" (artista), указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили studia humanitatis (гуманитарные дисциплины) и studia humaniora, со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины.
3
Термин Humanitas для упомянутых латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т.е. воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного мира основная роль принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории и философии. Действительно, эти дисциплины изучают человека с точки зрения его общих особенностей, не обращаясь к каким-либо прагматическим возможностям, и поэтому оказываются наиболее пригодными не только в том, чтобы давать человеку специальные знания в узкой области, но также способствуют его общему развитию и возвышению; из всех других дисциплин они оказываются более пригодными для формировании человека, развития его духовной природы.
Во второй половине XIV века обнаружилась и затем все более возрастала (достигнув высшей точки в XV веке) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы еще больше обнаруживают себя в непревзойденных образцах гуманитарных наук (litterae humanae) в качестве истинных учителей человечества.
Гуманизм означает, таким образом, эту общую тенденцию, которая, хотя имеет прецеденты в средние века, начинается все же с Франческо Петрарки и теперь предстает уже определенно в новом свете по своим красочным подробностям, по особенным условиям, по силе проявления, знаменуя собой точку, откуда следует отмечать начало нового периода в истории мысли и культуры.
Нет нужды описывать здесь тот пыл и рвение, с которыми в кропотливой библиотечной работе исследовались древние рукописи и в новых интерпретациях возрождалась латинская и греческая классика. Не будем останавливаться на событиях, которые привели к вновь обретенному знакомству с греческим языком, теперь считающемуся основным духовным богатством человека просвещенного (первые кафедры греческого языка и литературы были учреждены в XIV веке, но наибольшее распространение греческого
4
произошло в XV веке; в частности, сначала Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439-м и немного позже падение Константинополя в 1453-м побудили некоторых ученых византийцев переселиться в Италию, что привело к широкому распространению греческого языка). Наконец, не будем останавливаться на сложных вопросах, касающихся подготовки эрудитов и связанным с этим усердием в изучении греческого языка; действительно, эта задача по плечу изучающим историю вообще и историю литературы в частности.
Мы стремимся вместо этого дать понятие о двух самых известных интерпретациях термина "гуманизм", которые охватывают весь спектр его философского значения.
С одной стороны, П. О. Кристеллер стремился сильно ограничить или даже просто исключить философское и теоретическое значение гуманизма. По мнению ученого, нужно было оставить термину технический смысл, ограничивающийся сферой дисциплин риторико-литературных (грамматикой, риторикой, историей, поэзией, философией морали). Кристеллер полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, по Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.