Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта (Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней)
Описание файла
Файл "Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта" внутри архива находится в папке "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней". Текстовый-файл из архива "Д. Антисери, Дж. Реале - Западная философия от истоков до наших дней", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр текстового-файла онлайн
OCR: Ихтик (г.Уфа)
ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
Вычитка: 23.09.2004
Д. Антисери и Дж. Реале
А 31 Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, "Пневма", 2002, 880 с., с ил.
ISBN 5-901151-054
Учебное пособие "Западная философия. От Возрождения до Канта" является переводом второй книги многотомного итальянского издания. В нем подытожены результаты исследований европейских историков философии. Издание имеет контрольно-обучающий характер, включает в себя документы, фрагменты текстов мыслителей различных эпох, материалы справочного характера, хронологические таблицы, биографии, именной указатель. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и лицеев гуманитарного профиля, а также для всех, самостоятельно изучающих историю развития научных и философских идей.
ББК 87.3.-4 Ит
А. 31
Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части будет преследоваться по закону.
D. Antiseri - G. Reale, II pensiero occidentale dalle origini ad oggi
(c) Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1983-1994
D. Antiseri - G. Reale, Storia della filosofia
(c) Copyright by Editrice LA SCUOLA, Brescia (ITALIA) 1997
Номер страницы предшествует странице - (прим. сканировщика).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть первая
ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава первая
МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Историографическое значение термина "гуманизм".............................. ............. 2
Историографическое значение термина "Возрождение"........................... .......... 9
Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода................................. ...........................13
Восточные и языческие "пророки" и "маги" как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей.............................15
Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции отгреческой (15). Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации (16). Зороастризм эпохи Ренессанса (21). Орфей Ренессанса (22)
Глава вторая
ИДЕИ И ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИСТИКО-ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство......................... ................24
Начала гуманизма (24). Франческо Петрарка (24). Колюччо Салютати (26). Этико-политические дебаты гуманистов кватроченто Л. Бруни, П. Браччолини. Л. Б. Альберти (27). Леонардо Бруни (27). Поджо Браччолини (29). Леон Баггиста Альберти (30). Другие гуманисты кватроченто (31). Неоэпикуреизм Лоренцо Валла (32)
Возрожденческий неоплатонизм............................ ........................................ ....34
Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века (34). Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному (36). Жизнь, работы и культурные связи Кузанского (36). Ученое незнание (37). Отношение между Богом и универсумом (40). Значение принципа "все во всем" (41). Человек как микрокосм (42). Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции (44). Место Фичино в культуре Возрождения (44). Фичино в качестве переводчика (45). Достижения философской мысли Фичино (45). Достижения магической доктрины Фичино (48). Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом, Каббалой и религией (50). Позиция Пико (50). Пико и Каббала (51). Пико и доктрина достоинства человека (54). Франческо Патрици (56)
Аристотелизм эпохи Возрождения............................. ........................................ 57
Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма (57). Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии (59)
Возрождение скептицизма............................. ........................................ .............63
Новая жизнь эллинистической философии (63). Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости (64)
Глава третья
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
Возрождение и религия ........................................ ........................................ ......67
Эразм Роттердамский и "философия Христа" (67). Гуманистическая концепция христианской философии (68). Концепция "глупости" Эразма (69). Мартин Лютер (71). Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму (71). Черты теологии Лютера (73). Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера 176). Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха (77). Кальвин и Женевская реформа (79). Другие теологи реформации и представители протестантизма (81)
Контрреформация и католическая реформа................................. ......................83
Историографические концепции контрреформации и католической реформы (83). Тридентский Собор (85). Новое появление схоластики (88)
Возрождение и политика................................ ........................................ ............89
Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики (89). Реализм Макиавелли (90). Свобода и "судьба" (93). "Добродетель" древней римской республики (93). Макиавелли (тексты) (94). Гвиччардини и Ботеро (98). Томас Мор и "Утопия" (98). Жан Боден и абсолютизм власти государства (101). Гуго Гроций и обоснование естественного права (102)
Томас Мюнцер (тексты)................................ ........................................ ............104
Часть вторая
ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
Глава четвертая
ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
Леонардо: природа, наука и искусство ........................................ .....................108
Механическое строение природы (108). Леонардо между Возрождением и Новым временем (110). "Умозрительное рассуждение" и "опыт" (111)
Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам ....................114
Жизнь и творчество (114). Новизна физики Телезио (115). Собственные принципы природы (117). Человек как природная реальность (118). Природная мораль (этика) (119). Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо (120)
Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и "героический энтузиазм"............................12 1
Жизнь и творчество (121). Характеристика основных идей Бруно (123). Искусство запоминания (мнемотехника) и магико-герметическое искусство (125). Вселенная Бруно и ее значение (127). Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции (130). "Героические энтузиасты" (131). Заключение (132)
Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы .................133
Жизнь и творчество (133). Природа и смысл философского познания и переосмысление сенсуализма Телезио (135). Самопознание (138). Метафизика Кампанеллы: три первоосновы бытия (140). Панпсихизм и магия (141). "Город Солнца" (143). Заключение (144)
Часть третья
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Глава пятая
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Общая характеристика.......................... ........................................ ...................146
Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники (151). Ученые и ремесленники (152). Новая "форма знания" и новая "фигура ученого" (154). Оформление научного инструментария и его использования (156)
Научная революция и магико-герметическая традиция ...................................158
Присутствие и отторжение магико-герметической традиции (158). Характеристики астрологии и магии (161). И. Рейхлин и каббалистическая традиция; Агриппа: "белая магия" и "черная магия" (163). Ятрохимическая программа Парацельса (165). Три итальянских "мага": Фракасторо, Кардано, делла Порта (167)
Николай Коперник и новая парадигма гелиоцентрической теории..................171
Философское значение "коперниканской революции" (171). Николай Коперник: формирование ученого (173). Коперник: общественная деятельность (175). "Первое повествование" Ретика и инструментальная интерпретация Оссиандером деятельности Коперника (177). Реализм и неоплатонизм Коперника (178). Проблемы астрономии до Коперника (180). Теория Коперника (182). Коперник и отношения между традицией и революцией (183)
Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника...................185
Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдении (185). Тихо Браге отрицает существование материальных сфер (186). Ни Птолемей, ни Коперник (187). Система Тихо Браге: реставрация с семенами революции (189)