РАСКОЛ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В XVII ВЕКЕ
РЕФОРМА ПАТРИАРХА
НИКОНА
Греческие и русские богослужебные обычаи
Эволюция чина
христианского богослужения в древние
времена, в особенности тех его элементов,
которые определяются не книжной
традицией, а устным церковным преданием
(а к ним относятся такие существенные
обычаи, как, например, крестное знамение),
известна лишь фрагментарно, на основании
тех сведений, которые имеются в
писаниях Святых Отцов. В частности,
существует предположение, что в X веке, ко
времени Крещения Руси, в Византийской
империи конкурировало два обычая
относительно крестного знамения, числа
просфор на проскомидии, сугубой или
трегубой аллилуйи, направления
движения крестного хода и др. Русские
заимствовали один, а у греков впоследствии
(особенно после падения Константинополя)
окончательно утвердился другой.
Основные черты Никоновой реформы
В ходе реформы
богослужебная традиция была
изменена в следующих пунктах:
1. Широкомасштабная
«книжная справа», выразившаяся
в редактировании
текстов Священного Писания и
богослужебных книг.
2. Замена двуперстного
крестного знамения
трёхперстным и отмена
«метаний».
3. Крестные ходы Никон
распорядился проводить в
обратном направлении .
4. Возглас «аллилуйя» во
время богослужения стали
произносить не дважды (сугубая
аллилуйя), а трижды (трегубая).
5. Изменено
число просфор на проскомидии и
начертание печати на просфорах.
Реакция на реформу
Патриарху указывали
на самочинность таких
действий, и тогда в 1654
году он устраивает собор,
на котором добивается
разрешения провести
«книжную справу по
древним рукописям
греческим и славянским».
В неделю
православия 1656
года была торжественно
провозглашена анафема на
тех, кто крестится двумя
перстами.
Резкость и процедурная некорректность (так, Никон
однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без
соборного решения единолично лишил кафедры и сослал
противника богослужебной реформы епископа Павла
Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство
среди значительной части духовенства и мирян.
Вывод
Предпринятый
в 1650-х — 1660х годах комплекс
богослужебноканонических мер
в Русской
Церкви и Московском
Государстве,
направленных на
изменение
существовавшей тогда
в Москве (северовосточной части
Русской Церкви)
обрядовой традиции в
целях её унификации с
современной греческой.
Вызвала раскол Русско
й Церкви.
СТАРОВЕРЫ
Старообрядчество,
древлеправославие —
совокупность религиозных
течений и организаций в русле
русской православной традиции,
отвергающих предпринятую в
1650-х — 1660-х патриархом
Никоном и царём Алексеем
Михайловичем церковную
реформу, целью которой была
унификация богослужебного чина
Русской Церкви с греческой
Церковью и прежде всего — с
Церковью Константинопольской.
Течения старообрядчества
Отличительные черты
История старообрядчества
Итоги развития