Информатика_5 (Лекции №1 С++)

2013-09-07СтудИзба

Описание презентации

Файл "Информатика_5" внутри архива находится в папке "Лекции". Презентация из архива "Лекции №1 С++", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "информатика" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "информатика" в общих файлах.

Просмотр презентации онлайн

Текст из слайда

Глава 5. Использование динамической памяти
5.1 Адресация оперативной памяти.
Минимальная адресуемая единица памяти – байт.

0 1 2 3 4
Aсм
Аф
Физический адрес Аф – номер байта оперативной памяти.
Адресация по схеме «база+смещение»:
Аф = Аб + Асм,
где Аб – адрес базы – адрес, относительно которого считают
остальные адреса;
Асм – смещение – расстояние от базового адреса до физического.
Указатель – тип данных, используемый для хранения смещений.
В памяти занимает 4 байта, адресует сегмент размером V = 232 = 4 Гб.
Базовый адрес = адрес сегмента.
1

5.2 Указатели и операции над ними
[<И1>][<Тип данных>][<Тип>] [И2]*<Имя>[=<Значение>];
Где :
<И1> - признак изменчивости содержимого по адресу
указателя. Задается ключевым словом const. При этом
значение содержимого памяти, которую адресует
указатель, нельзя менять. Может отсутствовать.
<И2> - признак изменчивости указателя. Задается ключевым
словом const. При этом значение самого указателя
нельзя менять.
Может отсутствовать.
<Тип данных> - тип данных, адресуемых указателем. Любой
тип, определенный в С++, в том числе void.
<Тип > - тип указателя. Определяется моделью памяти.
Может быть far или near. Если тип указателя не указан,
принимается near.
2

Примеры определения указателей
ptrs
1) short
a, *ptrs =&a;
a
Указатель можно
инициализировать адресом
реальной переменной
2) const
short *ptrs;
3) short
*const ptrs=&a;
a
Неизменяемое значение:
можно ptrs = &b; нельзя
*ptrs=10;
Неизменяемый указатель
можно *ptrs=10; нельзя ptrs = &b;
3

5.2.1 Типизированные и нетипизированные
указатели
Различают указатели:
• типизированные – адресующие данные конкретного типа;
• нетипизированные – не связанные с данными
определенного типа.
Объявление типизированного указателя:
int *b,*c ;
float *s ,double *f;
long double *l;
Все указатели несут в
себе сведения о
размере памяти,
адресуемой этим
указателем
Объявление нетипизированного указателя:
void * <имя>;
Этот указатель создан как бы «на все случаи жизни».
Он отличается от других отсутствием сведений о размере
соответствующего участка памяти. Поэтому его легко
4
связывать с указателями других типов.

Нулевой указатель
В С++ определена адресная константа NULL;
Эта константа определяет адрес, который никуда не
указывает или «нулевой указатель».
Его
можно присвоить указателю любого типа.
Например:
pi
0
float *pf=NULL;
pf
0
void *b=NULL;
b
0
int *pi=NULL;
Кроме того, эту константу можно использовать в
операциях сравнения при проверке логических
адресных выражениях.
while (pi!=NULL) do { …};
5

5.2.2 Операции над указателями
1. Присваивание.
Допускается присваивать указателю значение другого указателя того же типа
или нулевого указателя.
Пример:
int *p1,*p2;
float *p3,*p4;
void *p;...
{допустимые операции}
p1=p2;
p4=p3;
p1=NULL; p=NULL; ...
{недопустимые операции}
p3=p2;
p1=p3;
Однако, при необходимости выполнить операцию присваивания,
можно использовать явное переопределение типа, для
приведения указателя одного типа к другому.
p3=(float*)p2;
p2=(int*)p3;
p1=(int*)p;
Явное переопределение
типа указателя
6

Операции над указателями (2)
2. Получение адреса (&).
Результат операции – адрес некоторой области памяти, который
можно присвоить указателю.
Это можно сделать:
a) При помощи операции присваивания:
int *pi,i=10;
pi
... pi=&i;
i
10
b) Во время инициализации указателя при его
b
определении:
5.7
float b=5.7;
pf
float *pf=&b;

Операции над указателями (3)
3. Доступ к данным по указателю (операция разыменования). Полученное
значение имеет тип, совпадающий с базовым типом данных указателя.
Нетипизированные указатели разыменовывать нельзя.
Примеры:
b
short c, a=5,*ptri=&a; float d,p=2.4563;
void *b=&a;
1)
ptri
1 25
5
a
c=*ptri;
2) *ptri=125;
5
c
При необходимости разыменовать нетипизированный указатель требуется
выполнить явное преобразование типа.
b
3) *b=6;  *(int*)b=6;
b
4) b=&p;
d=*b
a
5
6
p
 d=*(float *)b
Явное переопределение типа указателя
8

Операции над указателями (4)
4. Операции отношения:
проверка равенства (==) и неравенства (!=).
Примеры:
int sign = (p1 == p2);
if (p1!=NULL) {….}
5.Арифметические операции.
В С++ над указателями разрешены операции:
- сложение и вычитание (аддитивные операции)
- инкремент или автоувеличение (++)
- декремент или автоуменьшение (--)
В силу особенностей выполнения арифметических операций
над указателями, совокупность этих операций получила
название Адресной арифметики

5.2.3 Адресная арифметика
<Указатель> + n  <Адрес> + n*sizeof(<Тип данных>)
Пример:
short a, *ptrs =&a;
1) ptrs++;
Значение
указателя
меняется
2)
Значение
указателя
меняется
ptrs+=4;
3) *(ptrs+2)=2;
Значение
указателя
не меняется!!!

Адресная арифметика (2)
Особенности результатов выполнения операций адресной
арифметики связано с реализацией языка С++.
В С++ принят обратный порядок размещения объектов в
памяти.
Это объясняется особенностями работы компилятора. При
разборе текста, компилятор распознает и размещает в
стек имена всех объектов, которые необходимо
разместить в памяти.
На этапе распределения памяти имена объектов выбираются
из стека и им отводятся смежные участки памяти. А так
как порядок записи в стек обратен порядку чтения,
размещение объектов оказывается обратным.
Например:
*&i2=
++*p=
int i1=10,i2=20,i3=30;
*&++i2=
*--p=
*p=
++*--p=
i1
i2
10
20
i3
30
*p++
*(p-1)=
направление увеличения адресов

Адресная арифметика (3)
// value
i2
// Ex5_1.cpp
cout << " *p= " << *p<#include "stdafx.h"
// value
i2 for Ukaz p
#include
//(p up for 1)
int main(int argc, char*
cout <<"n *p++ ="<< *p++;
argv[])
// Value
i1
{int i1=10,i2=20,i3=30;
cout <<"n *p ="<< *p;
int *p=&i2;
// value i1 up for 1
// Value and Address
cout << "n++*p =" << ++*p;
//Value i2 begin with down p
// i1,i2,i3
cout << "n*--p = " << *--p;
cout <<"n &i1="<<&i1;
// Value i3 , begin down p,
cout<<“ *&i1= " << *&i1;
// i3 up
cout <<"n &i2="<<&i2;
cout <<"n++*--p ="<< ++*--p;
cout << " *&i2= " << *&i2;
cout<cout <<"n &i3="<<&i3;
return 0;
}
cout << " *&i3= " << *&i3;
// value i2 added 1 (+ 1)
cout <<"n *&i2="<<*&i2<cout<<"*&++i2"<<*&++i2<

Соотношение ссылки и указателя
int a,
ptri
*ptri=&a, - указатель
&b=a;
- ссылка a=b

a=3;  *ptri=3;  b=3;
Основное отличие – для обращения к
содержимому по указателю нужна операция
разыменования,
обращение к содержимому по ссылке
осуществляется по имени ссылки!!!
4

5.3 Управление динамической памятью (С)
1. Размещение одного значения
Выделение памяти
void * malloc(size_t size); - возвращает адрес начала области
памяти; при присвоении указателю – явное преобразование типа.
Освобождение памяти
void free(void *block);
Пример:
int *a;
if ((a = (int *) malloc(sizeof(int))) == NULL)
{ printf("Не хватает памяти для числа.");
exit(1); }
*a=-244; *a+=10;
free(a);

Управление динамической памятью (С)
2. Размещение нескольких значений
Выделение памяти
void * сalloc(size_t n, size_t size);
Освобождение памяти
void free(void *block);
Пример:
int *list;
list = (int *) calloc(3,sizeof(int));
*list=-244;
list
*(list+1)=15;
*(list+2)=-45;

free(list);
4
4
4

Управление динамической памятью (С++)
1. Одно значение
Операция выделения памяти
<Указатель> =new<Имя типа>[(<Значение>)];
Операция освобождения памяти
delete <Указатель>;
Примеры:
а) int *k;
k = new int;
*k = 85;
б) int *a;
if ((a = new int(-244)) == NULL)
{printf("Не хватает памяти для числа.");
exit(1);
delete a;
}

Управление динамической памятью (С++)
2. Несколько значений
Операция выделения памяти для n значений:
<Указатель> =new<Имя типа>[<Количество>];
Операция освобождения памяти:
delete [ ] <Типизированный указатель>;
Пример:
list
list+1
short *list;
2 2
list = new int [3];
*list=-244; *(list+1)=15; *(list+2)=-45;
delete[ ] list;
list+2
2

5.4 Многомерные массивы и указатели.
Объявление массива:
int *a;
|
int a[10];
a=calloc(10,4);
|
a[2]=15;
*(a+2)=15;
Примеры:
int list[10];
По правилам С++ имя массива является его адресом.
Поэтому для адресации элементов массива независимо от
способа описания можно использовать адресную
арифметику:
(list+i)  &(list[i])
*(list+i)  list[i]

Многомерные массивы и указатели (2)
int m[2][3][2];
m *m => m[0][][]
**m => m[0][0][]
***m => m[0][0][0]
m[0][2][]
m[0]
m[1]=>*(m+1)
m[0][2][0] => *(*(*(m+0)+2)+0) =>*(*(*m+2))
m[i][j][k] => *(*(*(m+i)+j)+k) =>*(*(*(i+m)+j)+k)

Многоуровневые ссылки (Ex5_1a)
int m[]={1,2,3,4};
int *mp[]={m+3,m+2,m+1,m};
mp
mp[0],*mp
mp[1],*(mp+1)
mp[2],*(mp+2)
mp[3],*(mp+3)
m
1
2
3
4
m[1],*(m+1)
или
mp[0][-2],
*(mp[0]-2),
*(*mp-2),
mp[1][-1],
*(mp[1]-1),
*(*(mp+1)-1)

Использование указателей при обработки массивов
Пример. Написать программу переформирования матрицы путем сортировки
каждой ее строки по возрастанию ее элементов.
Создание динамиеской матрицы
Указатель на
mas
// Ex5_2.cpp
указатель
#include "stdafx.h"
#include
#include
0
int **mas,*ptr;
1
int a,b,n,m,i,j,k;
2
void main()
3
{ printf("n input n= ");
scanf("%d",&n);
Одномерные массивы
printf("n input m= ");
целого типа
scanf("%d",&m);
Массив указателей
mas=new int * [n];
for(i=0;imas[i]=new int [m];
Выделение памяти под строки
матрицы
Выделение памяти под
массив указателей
21

Использование указателей при обработки массивов (2)
Заполнение матрицы данными
for(i=0;i{ printf(" input %d elem. %d stringn",m,i);
ptr=mas[i];
Запоминаем адрес начала
строки
for (j=0;jscanf("%d",mas[i]++);
Идем по элементам изменяя
mas[i]=ptr; }
адрес элемента
(адресная арифметика)
Печать сформированной матрицы
puts("Inputed matrix");
for(i=0;i{ ptr=mas[i];
for (j=0;jprintf("%3d",*ptr++);
printf("n");
}
Восстанавливаем адрес
начала строки
Используем вспомогательный
указатель для перемещения по
строке

Использование указателей при обработки
массивов(3)
Сортировка строк матрицы
Использование вспомогательного
указателя для перестановок
for(i=0;ifor(k=0;kfor(j=0;jСортировка
if(*ptr>*(ptr+1))
строки
методом
{b=*ptr;*ptr=*(ptr+1);*(ptr+1)=b;}
пузырька
Печать переформированной матрицы
puts("Sorted matrix");
for(i=0;i{ ptr=mas[i];
Использование
вспомогательного указателя
for (j=0;jдля обхода матрицы
printf("%3d",*ptr++);
printf("n");
}
Удаление динамической
for(i=0;iматрицы. Идет в порядке,
delete [] mas[i];
обратном созданию
delete [] mas;
}

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее