Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 4 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 4.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 4.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
НОВАЯФИЛОСОФСКАЯЭНЦИКЛОПЕДИЯВ ЧЕТЫРЕХ ТОМАХНАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТАКАДЕМИК РАН В. С. СТЕПИН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТААКАДЕМИК РАН А. А. ГУСЕЙНОВ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК Г. Ю. СЕМИГИН - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯДОКТОР ФИЛОСОВСКИХ НАУК А. П. ОГУРЦОВ - УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬРУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТАВ. С. СТЕПИН, Г. Ю. СЕМИГИНЗа разработку научной концепции и создание Новой философскойэнциклопедии Указом Президента Российской Федерации от9 сентября 2004 г. № 11554 членам научно-редакционного советаB.C.
Степину, А.А. Гусейнову, Г.Ю. Семигину, А.П. Огурцовуприсуждена Государственная премия и присвоено звание лауреатовГосударственной премии Российской Федерации в области наукии техники за 2003 год.НОВАЯФИЛОСОФСКАЯЭНЦИКЛОПЕДИЯТОМ ЧЕТВЕРТЫЙт-я•мысльМОСКВА 2010УДК 1(031)ББК 87я2Н68Научные экспертыР. Г.
АПРЕСЯН, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ЭТИКА)В .В. БЫЧКОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ЭСТЕТИКА)П. П. ГАЙДЕНКО, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ОНТОЛОГИЯ)М. Н. ГРОМОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)Т. Б. ДЛУГАЧ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ)A. А. КАРА-МУРЗА, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)B. А. ЛЕКТОРСКИЙ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)Л. Н. МИТРОХИН 1, АКАДЕМИК РАН (ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ)Н.
В. МОТРОШИЛОВА, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ)А. С. ПАНАРИН , ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ)В. А. ПОДОРОГА, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)В. Н. ПОРУС, КАНДИДАТ ФИЛОС. НАУК (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)М. А. РОЗОВ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)A. М.
РУТКЕВИЧ, ДОКТОР ФИЛОС НАУК (ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.)Е. Д. СМИРНОВА, ДОКТОР ФИЛОС. НАУКХЛОГИКА)М. Т. СТЕПАНЯНЦ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ВОСТОЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ)B. И. ТОЛСТЫХ, ДОКТОР ФИЛОС. НАУК (ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ)Б. Г. ЮДИН, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН (ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ)Научные редакторыМ. С. КОВАЛЕВА, Е. И. ЛАКИРЕВА, Л. В. ЛИТВИНОВА,М. М. НОВОСЁЛОВ, ДОКТОР ФИЛОС НАУК, А. П. ПОЛЯКОВ, Ю. Н. ПОПОВ,А. К. РЯБОВ, В.
М. СМОЛКИННаучно-вспомогательная работаЛ. Н. АЛИСОВА, ДОКТОР ПОЛИТ, НАУК (РУКОВОДИТЕЛЬ), В. С. БАЕВ,Л. С. ДАВЫДОВА, КАНДИДАТ ист. НАУК, В. Д. ПОБЕРЕЖНЫЙ, КАНДИДАТ ЮРИД. НАУК,Н. Н. РУМЯНЦЕВА, КАНДИДАТ ЭКОН. НАУКИЗДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РЕДАКЦИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАНISBN 978-2-244-01115-9ISBN 978-2-244-01119-7© Национальный общественнофонд, 2009Лит.: Dome H. L. Kalbenos Tauros.
Das Personlichkeitsbild eines platonischen Philosophen um die Mitte des 2. Jahrhunderts nach Christus.—«Kairos» 1973, 15, S. 24-35 (=Platonica minora. Munch., 1976, S. 310—323); Lakmann M.—L. Der Platoniker Tauros in der Darstellung des AulusGellius. Leiden, 1995. См. также лит. к ст. Средний платонизм.Ю.
А. ШичалинТАБУ — установление, состоящее в строгом запрете действийпо отношению к определенным вещам, людям, явлениям.Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным(напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальнаякровь и т. д.). Согласно В. Вундту, табу — самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражениюФрейда, «табу древнее богов». Для Э. Дюркгейма различиемежду мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповуюсолидарность.
А. Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувстваи ценности, важные для поддержания общества. СогласноФрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении,способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человекуили предмету. По М. Дуглас, табу фокусируется на том, чтодвусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними.
Обращая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки нанарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служитьпосредниками между социальной и иными реальностями. Всвоих конкретных выражениях в примитивных культурах табутесно связано с тотемизмом. Это касается прежде всего табуинцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматриваетсякак универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.ТАВТОЛОГИЯ — см.
Логика высказываний.ТАГОР (Thakur) Рабиндранат (7 мая 1861, Калькутта — 7 августа 1941, там же) — индийский поэт, писатель, философ, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913).Мировоззрение Тагора складывалось под влиянием представлений Упанишад, веданты и вишнуитского мистицизма. Разделял основоположение веданты о Брахмане как ВысшейРеальности и единственном основании бытия, понимая егопантеистически.
Способность к творчеству, активному созиданию считал сущностными характеристиками Бога и человека, сближающими их друг с другом. Видел наилучший путьк Богу во всепоглощающей любви к нему. В гносеологии стремился утвердить примат эмоционально-эстетического восприятия мира, в связи с чем людей искусства считал ведущимифигурами в процессе мистического познания истинной сущности Божественной Реальности.Соч.: Соч., т.
1-12. М., 1962-65.ЛИТ.: Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985.О. В. МезенцеваТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ (греч. uwnpiov, лат. sacramentum) — в христианском сознании священнодействия, вовремя которых Бог невидимо («таинственным образом») присутствует в сообществе верующих (в церкви), воздействуя наних посредством ниспослания благодати. Согласно учениюВосточно-православной и Римско-католической церквей, самХристос установил семь таинств — крещение, миропомазаниеЛит.: DouglasM.
Natural Symbols. Harmondsworth, 1973; Eadem. Purity (в католичестве — конфирмация), евхаристию (или причащение), священство, покаяние, елеосвящение (в католичестве —and Danger. L., 1996; DurkheimE. Les fermes elementaires de la viereligoeuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912; Radcliff-Brown A. последнее помазание; рус. простореч. — соборование) и таStructure and Function in Primitive Societies. L., 1952.инство брака, — которые совершают канонически поставленные священники. Во многих протестантских деноминациях,Л. Г. Ионинвозникших в ходе Реформации, традиционное понимание таинств было переосмыслено, результатом чего стало сохранеТАВР КАЛЬВЕН (KaXPrrvoc, Tonjpoc,, лат.
Calvisius Taurus),ние только крещения и евхаристии и отказ от институциоЛуций Кальвизий Тавр из Бейрута (2 в. н. э., по Иерониму,нального священства, обладающего прерогативой совершатьакме — 145) — философ-платоник. Стоял во главе платоновтаинства.ской школы в Афинах (Академии). Среди его учеников — АвлГеллий. «Суда» говорит о многих его сочинениях, однако наБогословским основанием понятия «церковное таинство»зывает только два заголовка: «О различии учений Платона иможно считать новозаветное выражение: «великая благочесАристотеля», «О бестелесных» (не сохранились). Иоанн Фития тайна (utxj-ciptov): Бог явился во плоти» (1 Тим 3:16).
Солопон приводит выдержки из комментария Тавра к «Тимею»,единение во Христе двух природ — божественной и человепредставляющие собой толкование особенно трудных местческой (см. Христология) обнаруживает возможность «энер(De aetern. mundi, 6, 8, p. 145, 13 ff.; 6, 20, p. 186, 23 if.; 13, 15,гетического» воздействия Бога на психосоматическую прироp. 520, 8 Rabe). Тавр не признает возникновения мира во вреду человека, через веру открытому к такому воздействию.мени.Согласно христианскому представлению, Бог не только со-5«ТАЙ П И Н ЦЗИН»творил мир, но также присутствует в мире своей животворящей силой.