Диссертация (Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова". PDF-файл из архива "Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областной университетНа правах рукописиМирошкин Михаил СергеевичАнтропологические проблемы философии хозяйства С.Н. БулгаковаСпециальность 09.00.03 –История философииДиссертация на соискание ученой степени кандидатафилософских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорБондарева Яна ВасильевнаМытищи – 20182ОглавлениеВведение ........................................................................................................................... 3Глава 1. Идейно-теоретические основы философии хозяйства в контекстезападной и русской философской традиции………………………………………...201.1.
Идейно-теоретические предпосылки философии хозяйства С.Н. Булгакова взарубежной философской традиции............................................................................ 201.2. Идейно-теоретические предпосылки философии хозяйства С.Н. Булгакова врусской философской традиции ................................................................................
488Глава 2. Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова….762.1. Проблема творчества в философии хозяйства С.Н. Булгакова ......................... 762.2. Проблема свободы и необходимости в философии хозяйстваС.Н.Булгакова………………………………………………………………………..1072.3. Проблема отчуждения в философии хозяйства С.Н. Булгакова ..................... 140Заключение .................................................................................................................. 168Список литературы .....................................................................................................
1823ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена, прежде всего неутихающим интересом к философским проблемам человека, что в свою очередьпредполагает их увеличение, в связи с возрастающей тенденцией экономизациимежличностных отношений на фоне мировой глобализации в целом. В началеXXIстолетияфеноменхозяйстваимеетрационалистически-утилитарнуютрактовку и приобретает смысл для человека как центральное условие егожизнедеятельности. С течением времени, в условиях динамично развивающейсятрансформацииобщественногосознания,ростматериальныхценностейстановится определяющим принципом формирования человека как личности, чтоведет к нивелированию его духовной составляющей, и как следствие к утрате еготворческойдеятельности.Человекстановитсяузникомэкономическогомиропонимания, что приводит к дегуманизации его хозяйственной деятельности ик утилитарному представлению о мире как о механизме по производствуматериальных благ.Таким образом, современная эпоха характеризуется расшатыванием ипостепенным нивелированием многогранной сущности человека, что в своюочередь обуславливает утрату норм и критериев фундаментальных ценностей.
Вэтой связи возрастает необходимость обращения к философскому наследию С.Н.Булгакова. Именно ему в истории русской философской традиции принадлежитнаиболее пристальное внимание и глубокомысленное исследование феноменахозяйства. Обеспокоенность за судьбу русской духовности в свете возрастающейроли экономики во всех сферах человеческой жизнедеятельности, побудилаБулгакова под своим углом зрения выработать свое поле антропологическихпроблем, до сих пор не теряющие своей ценности среди отечественныхисследователей-современников в области философии.Несмотря на эсхатологические настроения, «энтропийную» культуру,релятивность,атакжедеконструкциюиэклектическоесмешение4фундаментальных ценностей, Булгаков проделал титанические усилия в поискахпутей реабилитации утраченной духовной целостности человеческой личности.Русскому философу принадлежит религиозно-философская рефлексия хозяйстваисвязанныхс ним причинантропологическихколлизий.Особенностьфилософских взглядов Булгакова проявляется в осмыслении человека врелигиозно-эстетическом ключе, и поэтому носит постнеклассический стильнаучного мышления, проливающий свет на его неутилитарную сущность.Космологическое представление Булгакова о хозяйстве предполагает видениемира как оживотворенного целостного организма, преображение котороговскрываетмногообразиехудожественно-творческогопотенциалачеловека,выходящего за рамки утилитарности.Будучи выходцем из школы марксизма, Булгаков осознал ее деструктивныепоследствия на духовное формирование личности.
Неприятие марксизма былосвязано с его интерпретацией в качестве основы духовной деконструкции,материалистического «вируса» всей истории экономической жизнедеятельностичеловека, разрушающего все человеческое в человеке изнутри. Экономическийдетерминизм Булгаков увязывал с желанием человека выйти за пределысобственного «я», где он больше не чурается попыткой разрушить границычужого «я», или сделать их своими собственными. Духовное богатство сменяетсяопустошающей борьбой, что ведет к упразднению человеческого фактора какошибки, которую легче ликвидировать, чем исправить.
Это и стало причинойперехода Булгакова к идеализму, а затем и к религиозно-метафизическомупредставлениюохозяйстве.Сконцентрированностьнареабилитациисамоценности человека, его спасения от разлагающего духовность – экономизма,становится для Булгакова основной философской задачей. Отсюда Булгаковрассматривает хозяйство в горизонте христианства, как духовное явление,поэтому и человек по его идее является существом религиозным.В таком многосложном явлении как философия хозяйства все ее элементы(метафизические, эстетические, этические, онтологические, религиозные и т.д.)5обращены к одной основной задаче – духовному преображению, основанному навозрождении хозяйства как модели религиозного самосознания, ставящую своейцелью достижение единства человечества как мировой Церкви.
В религиозномсамосознании Булгаков усматривает ту силу, которая способна вывестичеловечество из циничности секулярного экономизма наших дней. Фиксируяотчаяние и абсурд обездушенной современности экономической жизни, Булгаковакцентируетсвоевниманиенаеедеперсонализированноммеханизме,приводящий к глубинной трансформации социума, разрушающего самые основылюбви, красоты, искусства, личности, истины и в конце концов Бога, обращая мирв глубокий хаос.На смену гегелевской и марксистской логике Булгаков предлагает логикусофийную, основанную на духовной целостности, полноты человека как личностине нуждающейся в борьбе за мировое признание. Поэтому понять хозяйство какСофию, значит понять человечество как Церковь, и таким образом прийти кэкуменической парадигме Богочеловеческого откровения, способствующегообщечеловеческомупримирению,снятиюантиномичностииэпигоновдуховности в современном технизированном и экономизированном мире.
Такимобразом,философиякосмологическуюхозяйствагармониюпредполагаетчеловекастрансформациюмиром,наосновехаосаврелигиозно-эстетической рефлексии жизни в целом. Движущим фактором экспансииэкономизма, по мнению русского философа, является дезинтеграция духовнойконгруэнтности, чреватая подменой ценностей фундаментальных – ценностямиэфемерными,фрагментарными,гедонистическими,ориентированныминаанахронизм духовного и бездуховного, культ эффективности, «хронометраж»самосознания, декаданс и амбивалентность личности, диффузию перманентныхоснов человеческого существования.Второй фактор, обусловивший актуальность данной темы исследованиязаключается в том, что Булгаков рассматривает хозяйство исходя из двухосновополагающих категорий и векторов развития человеческого бытия –6свободы и необходимости.
И свобода, и необходимость являются базовымицелеполагающими критериями человеческого существования, составляют тотфундамент, на котором строится все мироощущение в целом. Свободаолицетворяетсозидательноеначалочеловеческойжизни,являетсяжизнеутверждающим двигателем человеческого прогресса. Необходимость – ееантипод, обуславливает причинную зависимость человека от внешнего мира, естьначало безжизненное, омертвелое. Булгаков, будучи убежденным в ложности инеистинности детерминизма, рассматривал человека сквозь антиномическуюдиалектику свободы и необходимости, что в свою очередь побуждает его прийтик их синтезу, образующий духовно-волевое ядро личности. Таким образом,хозяйство как синтез свободы и необходимости образует скачкообразный переходчеловечества к новому качеству, к осознанию своей универсальности какличности,способнойосознатьсвоюсозидательнуюиодновременноразрушительную функцию.
Уравнивая свободу и необходимость в правах,Булгаков видит выход человека в преображении пассивного трансцендентальногосубъекта Канта в активного субъекта хозяйствования, в творца своей собственнойсудьбы, самостоятельного двигателя общественной и личной жизни.Третий фактор связан с особенностями исследования проблемы отчужденияи ее влиянием на состояние духовности в целом.
Отчуждение тесно связано срелигиозной и хозяйственной жизнью человека. Булгаков рассматриваетвозникновение отчуждения в связи с экономизацией духовно-нравственныхценностей, с кризисом духовного единства, с идеалом человекобога, повлекшимизасобойбогоотчужденностьиантиномичностьмироздания.Булгаковподчеркивает, что отчуждение является итогом соблазна человека встать на местоБога, начавшегося с эпохи Нового времени и усилившегося в эпоху XX столетия,какэпохиэкономическогоматериализма, ставшейпричиной отсутствиясоборного самосознания в веке XXI. Хозяйство призвано преодолеть эфемерностьэкономической картины мира, духовную индифферентность внутреннего мира7личности, и таким образом выстроить органическую архитектонику целостногоорганизма мироздания, существующего в неразрывном единстве с человеком.Степень разработанности диссертационного исследования.Философский интерес к проблемам человека, рассматриваемых сквозьпризму хозяйства, проявляется с глубокой древности и наблюдается напротяжении всего исторического развития цивилизаций вплоть до наших дней.Особую ценность рассмотрения хозяйства как духовного явления принадлежиттрудам отечественного мыслителя-экономиста и богослова С.Н.