Диссертация (Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина". PDF-файл из архива "Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областной университетНа правах рукописиТульская Ольга СергеевнаЛитературно-художественное своеобразиепрозы и поэзии русского философа И.А. ИльинаСпециальность 10.01.01 –Русская литератураДиссертация на соискание учёной степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорАлексеева Любовь ФедоровнаМытищи – 20192ОглавлениеВведение...............................................................................................................4Глава 1. Влияние на Ильина-писателя собственных теорий искусства,трудов по истории литературы и литературной критике...................................1.1И.А. Ильин о категории художественности, назначении критика......1.2Аксиологияипоэтикарусскойфольклорнойсказки21винтерпретации И.А.
Ильина..................................................................1.3.33Черты художественности в статьях и лекциях Ильина о русскойлитературной классике.............................................................................1.4.2136Оценки Ильиным творчества русских писателей-современников.Импульсы к созданию собственных художественных произведений..47Глава 2. Художественные образы России в произведениях И.А. Ильинаразличных жанров: публицистика, эпистолярий, сказки, поэма.......................582.1.Россия в произведениях И.А. Ильина публицистических жанров.......582.2.Особенности художественно-публицистического стиля И.А. Ильинав статьях о русской революции 1917 года...............................................2.3.64Переписка И.А.
Ильина и И.С. Шмелёва как произведениеотечественной эпистолярной прозы ХХ века. Тема России в2.4.письмах философа.....................................................................................73Жанр литературной сказки в наследии Ильина-писателя.....................852.4.1. «Древнее» сказание «Праведный народ» И.А. Ильина в историкокультурном и философском контексте....................................................852.4.2. Литературно-художественное своеобразие «Невинных сказок»..........932.5.О поэтической стороне творчества Ивана Ильина................................1062.6.Периодизация художественного литературного творчества Ильина...125Глава 3. Лирико-философская духовная проза И.А.
Ильина: «Я вглядываюсьв жизнь. Книга раздумий»; «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»;«Взгляд в даль. книга размышлений и упований»..............................................3.1.Литературныепредшественникилирико-философскойпрозы1283Ильина. Творческое развитие писателем в его трилогии традицийрусской классической литературы...........................................................
1283.2.Отражение святоотеческого восприятия природы в пейзажныхзарисовках лирико-философских книг Ильина...................................... 1383.3.Аспектыдуховногостановлениячеловеческойличностивинтерпретации И.А. Ильина: лирико-философская проза....................146Заключение.............................................................................................................167Список литературы...............................................................................................1724ВведениеТворческое наследие русского философа Ивана Александровича Ильина(1883–1954) в отечественной культуре ХХ века современной гуманитарнойнаукой признано как оригинальное и весьма значительное.
К его статьям, лекциями книгам обращаются в наши дни политики, экономисты, философы, публицисты,литературоведы,находянаихстраницахмножествоориентировприразмышлении о судьбе нашей страны, ее прошлом и будущем, основаххудожественного творчества. Кажется абсурдом, что еще тридцать лет назад имяэтого философа и публициста, выдающегося критика и оригинального писателябыло неизвестно внутри России, а наследие Ильина всецело принадлежалорусской эмиграции и относительно небольшому числу иностранных читателей.Литературно-творческое дарование философа обращало на себя вниманиетаких авторитетных современников, как писатели И.С. Шмелёв, К.Д.
Бальмонт,И.А. Бунин, философ и общественный деятель П.Б. Струве, музыкантыН.К. Метнер и С.В. Рахманинов, когда значительная часть художественныхпроизведений философа еще не была опубликована даже в Русском зарубежье.В настоящее время личность Ильина и его наследие воспринимается каквыдающееся явление отечественной философской и эстетической мысли. Этодиктуетнеобходимостьвуглубленномпониманиитакжеспецификиписательского творчества Ильина, которое не было предметом специальноголитературоведческого исследования.В первую очередь необходимо кратко осветить вопрос о судьбе наследияИ.А.
Ильина в России. Творчество мыслителя в истории русской культуры ещедалеко не освоено в полной мере. Многие десятилетия его художественные,философские и эстетические искания были недоступны в России по политическимпричинам. В среде русской эмиграции это был непримиримый противник иобличитель большевистской власти. Это без необходимости дополнительной5мотивации привело к запрещению книг Ильина на территории СССР. Они сталидостоянием русской диаспоры за рубежом и тех иностранных читателей, которыхинтересовала духовная, культурная и политическая история России.Не сомневаясь в возрождении отечества, Ильин не имел возможностиувидеть то время, когда его наследие будет принято соотечественниками внутристраны. Это стало реальностью только после крушения социалистического строя.Среди множества книг, впервые попавших в Россию в 1990-е годы, оказалисьработы И.А.
Ильина, содержащие глубоко разработанную и доступную длявдумчивого читателя оригинальную духовно-философскую систему, а такжецелую программу возрождения России. В многочисленных статьях, очерках,книгахфилософанашисовременникинаходятответынамножествосущественных вопросов, касающихся судьбы русского народа, призванияхудожника.Россия приобрела в лице Ильина политолога, публициста, исследователярусской литературы и оригинального писателя – притом, что в первую очередь онбыл, конечно, мыслитель, философ.
По мнению некоторых гуманитариев,И. Ильин стал самым читаемым философом в России конца ХХ – начала ХХIвека. Хотя немало и тех, кто категорически не принимает его точку зрения, идеи иего произведения, что часто вызывает горячие дискуссии при их обсуждении. Тридокументальных фильма о судьбе и творчестве И.А.
Ильина сняты в нашей странеза последние годы.Большая часть произведений философа теперь опубликована в России ивызвала пристальный интерес. Действительно, он вернулся в полной мере.Венцом художественного творчества И.А. Ильина как прозаика являются трикниги оригинальной лирико-философской духовной прозы (1938–1945 гг.):«Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце.
Книга тихихсозерцаний» и «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований» (в русскомпереводе автор предполагал ее назвать «О грядущей русской культуре. Книгазаданий и надежд», однако в настоящее время при публикациях в Россиисохраняется прежнее название).6Первоначально трилогия создана на немецком языке, и, к сожалению, только«Поющее сердце...» философ-писатель успел самостоятельно перевести нарусский. Это произведение ныне нередко воспринимается как его духовноезавещание1.
Сегодня российские читатели знакомятся с остальными двумячастями в талантливых переводах О.В. Колтыпиной («Я вглядываюсь в жизнь.Книга раздумий») и З.Г. Антипенко («Взгляд в даль. Книга размышлений иупований»).Онифундаментального,сделанывизданногоначалевпервые1990-хвгодовРоссииспециальнособраниядлясочиненийИ.А. Ильина. Его составитель Ю.Т. Лисица назвал три книги Ильина«”триптихом” философско-художественной прозы, сочинениями, связаннымиединым внутренним содержанием и замыслом»2.Анализу лирико-философской прозы И.А. Ильина посвящена значительнаячасть предлагаемой диссертации.Уникальна изданная трёхтомная переписка И.А. Ильина и выдающегосярусского писателя-эмигранта И.С.
Шмелёва. Она богата по содержанию,многообразна по поднятым в ней вопросам, в то же время представляя собойцельное художественное произведение. Выдающийся исследователь творчествафилософа, его ученик Н.П. Полторацкий дал ей, как отдельному явлениюлитературы, собственное название «Переписка двух Иванов» (по строчке одногоиз писем). Это редкий пример творческого общения двух талантливейшихрусских людей своего времени, близких по духу и по трагической судьбе, покругу интересов, формировавшийся на протяжении трёх непростых для всегомира десятилетий.
На наш взгляд, это наследие недостаточно известно средирусских читателей, мало исследовано на данный момент. Оно, безусловно,заслуживает отдельного глубокого изучения. В предлагаемой диссертационнойработе сделан (частично) анализ «Переписки двух Иванов». Отметим, что многие1Смирнов И.Н. Жизнь и творческий путь И.А. Ильина. // Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта. М.: ТООРАРОГ, 1993. С. 11.2Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин // Ильин И.А. Собр.соч.: В 2 т. Т. 1 / Сост. Ю.Т. Лисица. М.: Изд-во«Медиум», 1993. С. 3.7очерки из трилогии писателя созданы в форме писем, иногда им самим предложени ответный вариант письма.В связи с многообразием литературного творчества Ильина, наряду с лирикофилософской духовной и эпистолярной прозой в данном исследованиирассматривается образный строй, стиль его публицистики, сатирических сказок ипоэтических опытов, а также их связь с критическими и историко-литературнымивысказываниями философа.Степень изученности рассматриваемых в диссертации художественныхпроизведений философа остается весьма скромной, что можно объяснить лишьнедавним опубликованием в России и философских, и публицистических трудов,и художественных произведений Ильина, полностью отсутствовавших в периодсуществования СССР.
В настоящее время имеется ряд серьезных статей,диссертаций и книг о философской системе этого автора, несколько примеровизучения его литературно-критического наследия и теоретических трудов поэстетике. Как явление художественной литературы произведения И.А. Ильинаизучались в статьях и отдельных главах книг Ю.И. Сохрякова, который положилначало филологическим исследованиям словесного искусства философа, егописательского таланта3.Уже с начала 1990-х годов в ответ на публикации трудов Ильина поразличным отраслям гуманитарного знания возникло множество откликов впрессе, появилась необходимость проведения крупных конференций.