Диссертация (Концепт «страх» в рассказах А. Бирса)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепт «страх» в рассказах А. Бирса". PDF-файл из архива "Концепт «страх» в рассказах А. Бирса", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областной университетНа правах рукописиМихалева Елизавета СергеевнаКонцепт «страх» в рассказах А. БирсаСпециальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(литература народов Европы и Америки)Диссертация на соискание учёной степени кандидатафилологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорИрина Евгеньевна ЛунинаМытищи – 2019ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………3Глава 1. Репрезентация концепта «страх» в литературе США XIX – началаXX веков ………………………………………………………………………… 291.1. Страх как психологический, культурно-исторический, философский илитературоведческий феномен………………………………………………….
291.2. Особенности концепта как литературоведческой категории …………… 431.3. Мотивы страха: историко-литературный контекст проблемы иформирование концепта «страх» в творчестве А. Бирса……………………..52Глава 2. Концепт «страх» в военных рассказах Амброза Бирса .....................802.1. Лексические репрезентанты концепта «стpax»…………………………… 802.2. Проблемно-тематические доминанты……………………………………... 852.3.
Повествовательные стратегии в военных рассказах……………………... 1002.4. Роль хронотопа в воплощении концепта «страх»………………………… 1182.5. Роль заглавий военных рассказов в создании концепта «страх»………... 131Глава 3. Концепт «страх» в гражданских рассказах Амброза Бирса...............1383.1. Концепт в лексической стилистике рассказов……………………………. 1383.2. Содержательные аспекты концепта «страх»……………………………… 1433.3. «Страх» в нарративной структуре рассказов……………………………... 1533.4.
Пространственно-временные параметры концепта «страх»…………….. 1713.5. Заглавие как способ создания концепта «страх»…………………………. 178Заключение………………………………………………………………………. 185Список литературы……………………………………………………………… 196Приложение 1. Список анализируемых рассказов А. Бирса…………………. 238Приложение 2. Лингвистическое воплощение концепта «страх» в рассказахА. Бирса…………………………………………………………………………... 242Приложение 3. Топонимы в военных и гражданских рассказах А. Бира….… 2483ВведениеХудожественное наследие Амброза Гвиннета Бирса (Ambrose GwinnettBierce, 1842-1913/14?), крупного писателя, литературного критика, относится кчислу сложных, недостаточно изученных явлений, как в американском, так и вотечественном литературоведении.
Творчество Амброза Бирса – важное звено влитературном процессе США конца XIX века. «Интеллектуальным деспотомСан-Францисков 1890-е годы, строгим ипедантичным законодателемлитературного мира»1 называл Бирса литературный критик Ван Вик Брукс. Втворчестве Бирса нашли воплощение и романтические, и реалистическиетрадиции; некоторые учёные отмечают наличие в рассказах американскогописателя связи с поэтикой натурализма2.Изображая трагические коллизии, психологию человека в экстремальныхжизненныхситуациях,Бирсобращалсякпроблемам,волновавшимсовременников, к вечным экзистенциальным вопросам. На рубеже XIX иXX веков он осмыслил тот трагический опыт, которым оборачивается война,предсказал в художественных произведениях кризис нравственных ценностей XXвека.
Писателя интересовала проблема пограничных ситуаций, столкновениячеловека с необычным, когда под воздействием страха необходимо сделатьвыбор, который определит его дальнейшую судьбу. Как справедливо писалА.М. Зверев, Бирса интересовал человек «в минуту предельного напряжения всехсвоих сил, в переломный миг своей биографии, когда нравственная сущностьобнажается резко и наглядно»3.
В рассказах Бирса изображены ситуации выходаза рамки привычной действительности, повествуется о необъяснимых событиях идушевных потрясениях. Его рассказы, в которых превалирует описаниепереживания страха, и по сей день пробуждают в читателе душевный трепет иужас, рождая катарсис.1Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Избранные статьи. М.: Прогресс, 1971. Т.2. С.60.Спиллер Р.Э. К вопросу о натурализме в прозе // Литературная история США. М.: Прогресс. Т.
3. С.101-102.3Зверев А.М. Амброз Бирс // Бирс А. Избранное. Сборник. М.: Прогресс, 1982. С. 28.24Обращение в первые десятилетия XXI века к наследию писателя рубежаXIX и XX веков приобретает новую актуальность в современной гуманитарнойнауке, происходит корреляция с проблемами иррационального в психике,поведением индивида в социальных и личностных взаимодействиях; в связи с«обострённым интересом ко всему загадочному, необъяснимому, мистическому»,который возрастает в так называемые «переломные периоды истории»1.Переломные эпохи создают моменты социокультурной бифуркации, в литературуна новом витке её эволюции входят эсхатологические темы, мотивы жизни исмерти, «быть или не быть» для целых народов.
Можно согласиться сН.А. Литвиненко в том, что «в пограничном пространстве переходностивозникают разнообразные векторы смешения и смещения, пародирования,"переосмысления", эстетических взаимодействий; границы между литературныминаправлениями остаются или становятся по-новому "проницаемыми"»2.Творчество Бирса и в новом тысячелетии оказалось востребованнымчитательской и научной аудиторией.
В первое десятилетие нового векаиздательство «Forgotten Books» взялось за публикацию репринтного изданиядвенадцатитомного «The Collected Works of Ambrose Bierce». В настоящее времябольшую часть произведений Бирса можно найти в сети Интернет. Несколькоанглоязычных порталов посвящены творчеству и биографии писателя.
Интерес кизучению творчества Амброза Бирса не ослабевает, в том числе и к проблемампоэтики его рассказов, в которых в ряду множества психологических коллизийцентральным является момент испытываемого героем чувства страха.Страх сопровождал человечество на протяжении всей его истории,естественно, что этот феномен с давних времён привлекал внимание писателей,теоретиков искусства. В наше время тема «страшного» по-новому актуальна дляпсихологов, философов, антропологов, историков, мифологов, искусствоведов,филологов, лингвистов и литературоведов, исследующих человеческую природу,1Семибратова И.В.
Чудесные рассказывая тайны...// Оборотень: Русские фантасмагории. М.: Книжная палата,1994. С.326.2Литвиненко Н.А. Романтизм в литературе: о некоторых подходах к изучению литературных взаимодействий //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология.
2018. № 2.С. 145-153. С.146.5психику и психологию, роль и специфику иррационального в эволюции историичеловечества, литературы и искусства.Изучение концепта «страх» как важного элемента поэтики произведенийамериканского писателя позволяет выявить некоторые ведущие тенденции влитературном процессе XIX-XX веков и тем самым глубже осмыслитьсвоеобразие американской национально-эстетической идентичности, оценитьвклад писателя в развитие литературы США. Изучение концепта «страх»актуально, поскольку затрагивает базовые ценности и сущностные аспекты сферсознательного и бессознательного в человеке, общественного и личностногобытия,позволяетпрояснитьлитературно-художественнуюспецификуразнообразных эстетических феноменов изучаемой эпохи и творчества Бирса.Современные философы и психологи высказывают противоречивые, поройвзаимодополняющие суждения о страхе как эмоциональном состоянии человека,подчеркивают важность этой эмоции как экзистенциальной проблемы дляощущения человеком полноты и завершённости жизни в связи с извечноактуальной потребностью выбора между сущим и должным, стремлениемустановить равновесие между жаждой жизни и осознанием конечности бытия:«Само счастье становится ядовитым, если человек не испил до дна свою чашустраданий»1.
Страх – одна из базовых, изначально присущих человеку эмоций,мотивирующих поведение индивида: «Негатив существует для того, чтобыпобудить вас к действию, решить проблему или выйти из ситуации. Чувства,подобные страху или беспокойству, предназначены для того, чтобы заставить васчто-то сделать»2, – пишет психолог О.Ф. Кабейн. Страх определяет сюжетнуюоснову произведений Бирса. Преодоление страха или победа над ним всегдаокрашены трагизмом. Неизменно трагичны ситуации победы страха над героем.Концептопубликовавших«страх»являетсямножествопредметомнаучныхстатей,изучениялитературоведов,диссертаций,монографий.Изучению его посвящены отдельные научные конференции.