диссертация (Взаимодействие государства и негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимодействие государства и негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане". PDF-файл из архива "Взаимодействие государства и негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
За такой короткий срок вековые традиции народа, и коллективной деятельности в том числе, должны быть учтены в проектировании новой общественной жизни, в ее идеологии. Необходим учет традиционности общества вУзбекистане и в проектировании будущих социальных трансформаций. Традицииво многом определяют характер социального взаимодействия в обществе: верховенства и подчиненности, контроля и свободы.Характеризуя отношения в современном Узбекистане, можно отметить, чтонаблюдаются объективные предпосылки необходимости перехода от традиционного общества к так называемому «современному» обществу, свойственные практически всем странам ближнего зарубежья, – в первую очередь это необходимость индустриального способа производства, а также преобразование бюрократии «советского» типа в бюрократию «независимых государств», что, в свою очередь, влечет формирование новых социальных механизмов и развитие институтовгражданского общества.
Узбекистану, ставя перед собой задачу построения граж84Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годынезависимости (1991–2010 гг.) и прогноз на 2011–2015 гг. : стат. сб. – Т. : Узбекистан, 2011. – С. 95.37данского общества «сверху вниз», приходится решать задачу создания форм, моделирующих процессы общественных институтов. Так, само общество еще недостаточно готово к формированию отличных от традиционных форм общественныхинститутов.В этой связи показательны результаты общественного опроса Института поизучению гражданского общества «О жизненной ориентации и социальном самочувствии молодежи Узбекистана»85, в рамках которого был задан вопрос «Что выпонимаете под гражданским обществом?».
По мнению половины опрошенных,гражданским обществом является «общество с демократическими принципами ивысокой политико-правовой культурой, в котором обеспечиваются все права исвободы граждан, свобода слова и волеизъявления, охватывающие все сферы общества». В частности, это общество, где закон превыше всего, а также где функционируют принципы демократии и справедливости (13,6%); общество, где обеспечено участие граждан в общественном управлении (11,5%); общество, где интересы граждан превыше всего (8%); общество, где присутствует плюрализм мнений, обеспечена свобода слова, огромна роль СМИ (5,2%); общество, где все граждане равноправны (5,1%).Вместе с этим, по мнению опрошенных, для дальнейшего успешного развития сильного гражданского общества необходимо повысить уровень социальнополитической, правовой грамотности и культуры населения (12,6%), пресечь бюрократизм, коррупцию и взяточничество (8,5%), оказать поддержку одаренноймолодежи в развитии свободного мышления (7,4%), обеспечить всеобщее равенство перед законом (6,2%) и постоянную занятость молодежи (3,4%).
В исследовании участвовало 48,7% мужчин и 51,3% женщин, возрастной показатель которых составляет от 16 до 30 лет, в том числе: 16–20 лет – 45,6%, 21–25 лет – 49,8%и 26–30 лет – 4,6%.85Молодежь Узбекистана: социальное самочувствие и жизненные приоритеты : соц. опрос / Ин-т по изучениюгражданского о-ва ; опубл.
15.02.11. – 2010. – Нояб. – дек. – URL : http://www.iscs.uz (дата обращения:11.12.2011). – (Ин-т по изучению гражданского о- ва реорганизован 12.07.2011 в Независимый ин-т помониторингу формирования гражданского о-ва, НИМФОГО).38Результаты данного опроса необходимо рассматривать во взаимосвязи с методикой его проведения, к сожалению, нам неизвестной.
В третьей главе исследования будет дополнительно уделено внимание опросам общественного мнения,проводимым в Узбекистане. Относительно данного опроса следует отметить, чтоопросы зачастую проводятся с предложением респондентам вариантов ответов,поэтому можно говорить как о формировании определенного направления воценке событий и явлений, так и о непосредственной интерпретации количественных результатов.Также необходимо сказать об особенности региона – серьезной опасностирадикализации (религиозной в первую очередь) общественных образований. Ещес конца 80-х – начала 90-х годов в Узбекистане начинают возникать образования,использующие исламскую идеологию в политических целях.
Непростая ситуацияв экономической, социальной, общественной, идеологической сферах создает питательную среду для использования протестного потенциала масс в создании исламистских движений и партий. Основной формой деятельности этих групп в товремя стали организации массовых митингов, шествий, уличных беспорядков, захват административных зданий, в идеологической сфере велось агрессивное насаждение норм шариата, так как эти движения для финансирования своей радикальной (и террористической) деятельности, помимо иностранной помощи, используют преступные схемы получения «больших быстрых денег» (разбой, грабеж86, наркотрафик и пр.).
Следующей ступенью трансформации этих движенийстановится формирование боевых групп («Исломлашкарлари» – «Воины ислама»,«Наманган шуъбаси» и др.), они автоматически становятся серьезной проблемойдля государства. Узбекистан в 90-х годах столкнулся с этой опасностью в больших масштабах («Исламская партия возрождения Узбекистана», «Комитет беженцев Узбекистана», «Исламское движение Узбекистана», «Таблих», «Товба»,86Примечание – насильственный отъем средств у разбогатевших нечестным путем подкрепляется маргинальнойтрактовкой исламских постулатов (сур Корана) нетрадиционными школами. Сура 9.34: «О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их спути Аллаха.
Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. Сура 9:102: «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми <…>». Сура 9:103: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить ивозвысить их» (URL : http://xn----8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/smyslovoj-perevod-kulieva-sury-1-po-20.html)39«Адолат» и т. д.)87, что заставило власть не только внести серьезные коррективы вправоохранительную деятельность (на сегодняшний день уже 25 организацийвнесено в список запрещенных к деятельности на территории страны), но и взглянуть на проблему некоммерческих организаций с позиций общественной безопасности.Характерным примером явления радикализации общественных объединений стала деятельность организации «Акромийя», судебный процесс над активистами, который послужил началом вооруженных столкновений в Ферганской долине в 2005 году, известных всему миру как Андижанская трагедия.
История этого конфликта, начавшаяся еще в конце 80-х годов на межнациональной почве, ксередине 2000-х получила мощный импульс от совокупности социальноэкономических и политических факторов. Но для данной работы интерес представляет поэтапный процесс трансформации организации. Вот как описаны ступени в упоминаемом нами сборнике88 со ссылкой на книгу идеолога акрамитовАкрома Юлдашева «Иймонгайул» («Путь к вере»): «первый этап – подбор и воспитание группы в особых кружках.
Далее – создание материальной базы общиныусилиями всех ее членов. Неофиты устраиваются в общественные организации,где уже работают «братья», либо в основанные членами группы малые промышленные или сельхозпредприятия. Пятую часть доходов каждый член группы выделяет в общую казну. Затем наступает время духовного этапа… Следующий этаппредполагает фактическую легализацию общины во властных структурах путем«духовной вербовки» чиновников».Важно учитывать, что изначально привлекала людей в данные организациивозможность создания малых коммерческих предприятий, дававших людям работу, доход для обеспечения семей в сложных социально-экономических условиях.Причем первые два этапа деятельности можно наблюдать и сейчас в любом другом малом или семейном предприятии, сформированном на базе общины (более8788Средняя Азия: Андижанский сценарий? : сб.
/ сост. М. М. Мейер. – М. : Европа, 2005. – С. 168–169.Там же. – С. 18.40подробно на социальном факторе ННО в Узбекистане остановимся в третьей главе исследования).На сегодняшний день можно констатировать, что наряду с развитием институтов государственного управления в Узбекистане происходит постепенноестановление так называемых структурных элементов гражданского общества.Власть признает, что «гражданские институты, негосударственные некоммерческие организации сегодня становятся важным фактором защиты демократическихценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социальноэкономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе»89.Характер этого формирования, как уже отмечалось, в основном «сверхувниз», обратные примеры малочисленны вследствие проводимой в стране внутренней политики.
Одним из таких элементов является институт негосударственных некоммерческих организаций (ННО). За последние годы наблюдается процесс активного развития ННО, поддерживаемый государством. Считается, что наличие в обществе общественного и неправительственного сектора уже само посебе свидетельствует о принятии данным обществом демократических принциповуправления, поэтому руководство Узбекистана уделяет особое внимание созданию благоприятных норм, направленных на поддержку гражданского общества, втом числе развитию ННО, пропаганде данной политики в СМИ.90Если считать основными признаками гражданского общества степень свободы индивидуума, первичность этой свободы и характер принятия решений вобществе и рассмотреть их в преломлении к узбекской традиционности с ее пониманием общины, обычая и сложившимся за столетия своим пониманием социальной иерархии и регуляции, то можно сделать вывод о чужеродности европей-89Каримов, И.
А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданскогообщества в стране.. – URL: http://uza.uz/ru/politics/12592/.90Моховикова, М. Н. Государственные программы поддержки «третьего сектора» в Узбекистане // Вестник МГУ:Государственное управление. – М., 2013. – № 1.
– С. 65–87.41ского понимания гражданского общества узбекскому менталитету. Но это толькона первый, поверхностный взгляд.Отметим, что еще одним немаловажным аспектом, характеризующим традиционные общества, является авторитарность, проявления которой мы наблюдаем и в сильном контроле, в том числе и над социальной сферой, что порождаетцелый пласт механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.Сильные родственные, клановые связи проецируются не только на аспекты власти, но и на вопросы общественной, социальной жизни. Преобладание патриархального уклада в личностных связях и отношениях в сочетании со стремлением кпостроению «современного гражданского общества», которое должно «успокаивать процессы этногенеза и проявления этничности», рождает разнообразныеформы общественных организаций: с одной стороны, они аккумулируют вокругсебя общественно активную часть населения, с другой – служат задачам государства.91Власть, понимая, что все новые проекты в социальной сфере не должны носить характер «шоковой терапии», облекает их в привычную для общественностиформу, используя выработанные и закрепленные в сознании людей стереотипы.«Узбекистан четко определил для себя путь демократического развития и построения гражданского общества, и эта цель закреплена в нашей Конституции.Этот путь опирается на общепризнанные принципы демократии и свободы.