Основные направления философии
Описание файла
PDF-файл из архива "Основные направления философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Основные направления философии 20 векаЭкзистенциализм Экзистенциализм (от лат. exsistentia-- существование)—философиясуществования, иррационалистическое направление в западной философии. Предэкзистенциалисты: С.Кьеркегор, Ницше, Ф. М. Достоевский, Паскаль. Различают религиозный экзистенциализм (КарлЯсперс, Н. А. Бердяев, Лев Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер, Сартр, Камю).Основной вопрос философии с точки зрения экзистенциалистов«Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит,-- это значитответить на основной вопрос философии. (Камю «Миф о Сизифе»). Все остальное — потом.Решение этого вопроса Да. Жизнь абсурдна, но надо жить так, как если бы в ней был смысл(Камю «Миф о Сизифе»).Основные моменты экзистенциализма1) Существование (человека) предшествует сущности (Сартр) (сначала появляется на свет, атолько потом определяется, в отличие от ножа, например, который сначала задуман в голове, а потомуже появляется, у ножа сущность предшествует существованию).2) «Человек это тайна» (Достоевский), постичь человека рационально нельзя.3) Свобода воли человека (человек свободен выбирать, его поведение не детерминировано, ипотому на нем лежит огромная ответственность)4) Пограничные ситуации (Ясперс) — ситуации критические между жизнью и смертью.
Именно вних (а не в каждодневной рутине) проявляется свобода человека5) Заброшенность, Тревога (наиболее часто встречаемые у экзистенциалистов слова) – человекчувствует себя одиноким в этом чужом для него мире («метафизическое сиротство» Достоевского). Онсам за все отвечает — отсюда страх ошибиться и тревога.6) Абсурд (Камю «Миф о Сизифе») абсурд возникает там, где сталкивается иррациональный мири жаждой рационального его познания, овладевающая человеком. (Пример, роман Камю «Чума»: чуманападает на город, это иррациональная стихия, она не подчиняется никаким законам — нет той моделиповедения, которая снижает риск заболеть чумой. В романе погибают от чумы люди из самых разныхсоциальных групп, и не погибают многие из санитаров, которые должны были бы по логике погибнуть.При всей абсурдности действий санитаров (что они могут сделать с иррациональной стихией?) Камювсе равно на их стороне: чума абсурдна, но надо действовать как если бы в этих действиях был смысл.)Два вида экзистенциализмаРелигиозный (Ясперс, Бердяев, Лев Шестов) Человек, осознав свою беспомощность, иодиночество в этом мире совершает прыжок в иррациональное – к Богу, и тем спасается.Атеистический (М.
Хайдеггер, Сартр, Камю) Бога у них нет, и потому человек абсолютно одинок,ему совсем не на кого положиться. Вся ответственность на нем.Неопозитивизм (см. позитивизм)Постпозитивизм С 50-х годов 20века неопозитивизм сменился постпозитивизмом,возникшим как критика неопозитивизма. Исследования постпозитивистов перемещаются с анализаязыка науки к проблемам методологии науки, истории ее возникновения, развитию и смене научныхтеорий.Карл Поппер (1902-1994) английский философ и логик.ФальсифицируемостьКритерием разграничения научного и ненаучного знания Поппер выдвинул принципфальсифицируемости, согласно которому подлинная научная теория предполагает возможностьопровержения (в случае если следствия, выводимые из нее будут противоречить опыту).Модус-Толленс (modus tollens)—если следствие неверно, то неверна и теория.
На modus tollensоснована фальсификация. Формальная запись:ab, b----------, т.е. из а следует b , b неверно,следовательно неверно и а.aСравни с верификацией (у неопозитивистов): ab, b , т.е. если из а следует b и b верно, этоa--?еще не значит , что а верно.ФаллибилизмПоппер говорит, что нет критерия истинности, есть критерий неистинности. Всякая теорияошибочна (фаллибилизм) и работает пока ее не опровергли.1Три мира Поппера.
Концепция объективного знанияПервый мир—мир физических объектовВторой мир—мир психический (состояний сознания субъекта).Третий мир—мир объективного знания, не зависящий от субъекта.Основными жителями третьего мира являются теории, научные проблемы. Они не сводимы ковторому миру (Со смертью ученого его знание не уничтожается, а продолжает жить в третьем мире).Вводя концепцию объективного знания, Поппер спасает свою теорию от субъективизма, которымгрешили неопозитивисты.Томас Кун—американский философ и историк науки («Структура научных революций»).Парадигма. Научная революцияПарадигма—понятие, введенное Куном. Парадигмой называют признанную всеми модельпостановки исследовательских проблем и методов их решения.
Парадигма—это то, что объединяетнаучное сообщество. Это термин более широкий, чем теория, она включает в себя методы решениязадач, допустимые степени погрешностей и пр..В период спокойного развития науки подавляющее большинство ученых следует одной парадигме(только чудаки-одиночки выдумывают что-то свое). Это период спокойного развития науки.
Подвлиянием «аномалий», то есть проблем, не решаемых в рамках данной парадигмы, происходит «научнаяреволюция» в ходе которой формируются новые, парадигмы. Победа одной из них означает переход кновому периоду «нормальной науки». Сам этот переход (научная революция) носит иррациональныйхарактер, не поддается логическому объяснению. (Примеры смена классической механики теориейотносительности, Оптика Ньютона сменилась волновой теорией Френеля).По Куну новая парадигма не совместима со старой. Не прав тот, считает Кун, кто говорит, чтоклассическая механика есть предельный случай специальной теории относительности ( v/c0).Название терминов – время, пространство, остаются теми же, а смысл их совершенно изменяется:абсолютное пространство и абсолютное время Ньютона не то, что пространство-время Эйнштейна.Любимый вопрос Гришунина: кто виноват если, факты противоречат теории, ученый илипарадигма? Отвечать надо: сам ученый.Имре Лакатос (1922-1974)—английский логик, философ науки.Ввел понятие научно-исследовательских программ.
Каждая научно-исследовательская программасодержит «жесткое ядро», (основные положения их нельзя опровергать) и «защитный пояс»-(вспомогательных гипотез, обеспечивающих сохранность «жесткого ядра») (примерами таких«спасительных гипотез» являются постулаты Бора; другой пример: β—излучение имеет непрерывныйспектр, что возможно объяснить только введением какой- то еще частицы. Паули предложил назвать еенейтрино, впоследствии она действительно было обнаружена).Программу называют прогрессивной, если ее теоретический рост опережает эмпирический, онапредсказывает факты до их обнаружения.Программу называют регрессивной, если ее теоретический рост отстает от эмпирического, она«подлаживается» под уже обнаруженные факты.Если критика, разрушив «защитный пояс», задевает «ядро», то это означает переход к новойнаучно-исследовательской программе.
Так же как и у Куна они не совместимы.Пол Фейерабенд (1924-1994)—американский философ—сторонник плюрализма в методологиипознания. «Anything goes»—«все сойдет»-- лозунг Фейерабенда (изыскания алхимиков, астрологическиепрогнозы, мифологические представления—все может пригодиться).Другие направленияНеотомизм (возник в 1879) – официальная философская доктрина католической церкви,основанная на учении Фомы Аквинского.
Неотомизм—новая форма объективного идеализма.Прагматизм—национальная американская философия (основатель Чарльз Пирс)—близка ксубъективному идеализму. Понятие о практических последствиях исчерпывают знание об объекте.Мышление — приспособительная функция организма.Феноменология—субъективно идеалистическое учение «Нет объекта без субъекта».Феноменологическая редукция — воздержание от суждений, выходящих за границу «чистого опыта»(похоже на махизм).
Трансцендентальная редукция—рассмотрение субъекта как «чистого сознания» внесоциального контекста.Герменевтика – искусство истолкования текстов («понять текст лучше, чем сам автор»). В 20веке появляется философская герменевтика — рассматривает бытие как язык (в словаре не очень яснонаписано, это моя интерпретация).2Философия АристотеляТворчествоАристотеляизСтагиры(384-322)считаютвершиной всего древнего мышления.
Он не только упорядочил исистематизировал знания своего времени, но и стал основателем рядасовременных специальных наук (этика, логика, биология и др.).Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.В возрасте 17 лет Аристотель становится слушателем академииПлатона, где учится 20 (!) лет. Уже во время пребывания в академииАристотель замечает слабые стороны в учении Платона и позже онскажет: «Платон мне друг, но истина дороже».
После смерти Платона покидает Афины ивскоре становится учителем тринадцатилетнего Александра (будущего АлександраМакедонского). Хотя последний и уважал учителя, духовной близости между ними небыло: Аристотель не одобрял завоевательные планы воспитанника.В 50 лет Аристотель возвращается в Афины и основывает свою школу – Ликей(Лицей). Уроки Аристотель любил давать во время прогулок, и потому члены школызвались перипатетиками (прогуливающимися).Философия Аристотеля.
ГилеморфизмВсе философские труды Аристотеля были позднее собраны его последователями водну книгу «Метафизика» (дословно «после физики»), названную так за то, что всобрании сочинений ее расположили после физических работ Аристотеля. Долгое времяслово метафизика использовалась как синоним философии.ВсвоемученииАристотельзанимаетпромежуточнуюпозициюмеждуматериализмом и идеализмом. Две крайние формы и того и другого уже присутствовали ивраждовали друг с другом в античной философии. Атомисты утверждали, что нет в миреничего кроме атомов и пустоты, а мысли и душа—это просто конфигурации атомов. Напротивоположных позициях стоял идеализм Платона: материальный мир — всего лишьиллюзия, а на самом деле существуют идеи.У Аристотеля чувственныймир вполне реален.