Диссертация (Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия насилию в семье), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия насилию в семье". PDF-файл из архива "Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия насилию в семье", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
док. юрид. наук.:12.00.08. - М., 2003. С.24.6536в форме физических, психических, сексуальных, принудительных воздействийодного члена семьи в отношении другого, запрещенных уголовным закономпод угрозой наказания и лиц, их совершивших на определенной территории законкретный период времени, а также характеризующееся инымисоответствующими количественными и качественными показателями.1.2 Ретроспектива антисоциального института насилия в семье.К сожалению, насилие, сопровождая человека на всем пути его развития,проявляясь в различных формах и видах, затрагивает и такой древнийсоциальный институт, как семья.
Изучая формирование и трансформациюобщественного сознания к насилию в семье и закрепления его в нормативныхактах в истории отечественного государства, обратим внимание на рядобстоятельств.Складывающаяся и укрепляющаяся веками система патриархальныхотношений привела к формированию безграничной власти отца и мужа в своейсемье. Патриархальность проявлялась в отношениях родителей и детей и вотношениях между супругами.
До принятия христианства у некоторыхславянских племен допускалась многоженство и наложничество, в связи с этимособое значение придавалось признанию отцом своего ребенка. Так, князьВладимир был сыном Святополка от Ольгиной ключницы Малуши, нонаследовал отцу и стал князем66. Однако, история знает и примеры, когда дети,рожденные от наложниц, были признаны незаконнорожденными, а, значит, нетолько ни какими правами не обладали, но и в определенной степени считалисьизгоями.С принятием христианства изменяется и осознание семейной жизни.Теперь брак разрешается только с одной женщиной, а одним из греховстановится прелюбодеяние.
Принятие христианства способствовало иизменению сознания людей, переосмыслению былого установленного порядка,ценностей, традиций.После принятия христианства происходит рецепция византийского брачносемейного законодательства, в основу которого было положено каноническоепредставление о семейном праве.На заре отечественной государственности и в течение длительногопериода времени юридического определения семейно-бытового насилия несуществовало. В правовом регулировании внутрисемейных взаимоотношенийприоритет отдавался вопросам имущественного характера между членамиНеволин К.А Полное собрание сочинений. Т.5.
/История Российских гражданскихзаконов, в 5-ти томах, 1858г., С. 67.6637семьи, а личные взаимоотношения не находили достаточного отражения иосновывались в основном на церковном праве67.Изучая внешние факторы, влияющие на сознание людей в этотисторический период, отметим, что после смерти князя Владимира, ДревняяРусь погрузилась в бесчисленную череду междоусобных войн и татаромонгольского ига, а это значит, что население постоянно существовало подугрозой применения насилия, либо при его реальном применении. Постоянноокружая человека, насилие становилось нормой поведения и в повседневнойжизни.Обращаясь к основному источнику права древнерусского государства«Русской правде», отметим, что он не содержит категорических ограниченийотносительно применения насилия главой семьи, т.е. и законодательнопревалирует практически неограниченная власть отца и мужа. Княжескоезаконодательство этого же периода делало попытку защитить некоторые правадетей, речь идет об Уставе князя Ярополка, где, в частности, ст.
24 гласиласледующее: «А же девка не восхочет замуж, а отец и мати силою дадут, а чтосотворить над собою – отец и мати епископу в вине, а истор има платити. Также и отрок»68. Данная норма вводит запрет на насильственную выдачу замужили женитьбу своих детей. Аналогичную мысль содержит и ст. 33 этого жеустава, где запрещается препятствовать желанию детей на брак.Еще одним насильственным деянием, на которое законодательнонакладывался запрет – было кровосмешение.
При этом оно касалось именноблизких родственников, которые и составляли основу семьи, однако, суть этогозапрета составляло не возможное насилие при его совершении и даже нестолько морально-нравственная основа, сколько негативные последствия в видепоявления нездорового потомства.Следующей исторической вехой, влияющей на изменение сознания людей,атакжепреобразующейнормативнуюбазу,сталообразованиецентрализованного государства и создание им таких нормативных документовкак Судебники 1497 и 1550 гг.
В этот период большого внимания заслуживаетбесценный источник истории русской жизни, семейного уклада, домашнихобычаев и традиций – «Книга глаголемая Домострой», написаннаясвященником Сильвестром в XVI веке.Очень часто этот источник приводят в подтверждение существования идопустимости насилия в семье. И, действительно, в ряде глав присутствуютпризывы к телесным наказаниям: в главе 19 относительно воспитания детейдаются следующие рекомендации – «страхом их (детей.
прим автора) спасать,наказывая и поучая, а не то разобравшись и поколотить»69; в главе 21 написано:«Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей…. И нежалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет,Игнатович В.Э. Борьба с насилием в быту (Историко-правовой анализ российскогозаконодательства). Автореферат канд. юрид. наук.: 12.00.01. - СПб., 2003. С.
8.68Законодательство Древней Руси. - М., 1981. Т. 1. С. 183.69Сильвестр. Домострой. - М.: Наука. 1994. гл. 19.6738ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»70; особое место вданном источнике занимает отношение детей к родителям, в главе 22 даетсяследующее наставление: «любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, …истарость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себявозложите… Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянетих, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями.
Ктобьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет онлютою смертью от гражданской казни …»71.Говоря о необходимости применения физического воздействия на детей,автор «Домостроя» постоянно упоминает о целях подобного наказания, считая,что таким образом идет спасение детской души от неправедной жизни.Высказываясь о строгости во взаимоотношениях родителей и детей, отметим,что не случайно в данный исторический период происходит утверждениепреступления, посягающего на здоровье и жизнь именно отца, за котороепредусматривается смертная казнь.Создание централизованного государства во главе с царем, требовалоединства народа и его беспрекословного подчинения главе государства.Недаром в дальнейшем это преступление будет законодательнорассматриваться как преступление против государства.
Так как отец являетсяглавой семьи, а царь-батюшка – отец своего народа, которыйдлянегоявляется семьей, поэтому было недопустимо формирование мысли в сознаниилюдей о возможности совершения преступления против отца.Изучая «Домострой», видим, что данный источник, определяющий нормыжизни в этот исторический период, приводит и совершенно другие наставленияоб отношении родителей и детей, и между супругами. В главе 1, наставляя направедный образ жизни, автор призывает «следовать христианским законам,жить с чистой совестью и по правде, …себя утверждая в страхе Божьем и вправедном житии, жену наставляя домочадцев своих не понуждением, небитьем, не тяжкою работою, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, ив теплом дому, и всегда в порядке»72.
В главе 19 автор указывает наобязанности родителей в отношении своих детей «…заботиться отцу и матери очадах своих; обеспечить их и воспитывать в доброй науке: учить страхубожьему и вежливости, и всякому порядку… Любить и хранить их…». В этойсвязи приведем наставление Сельвестора об укреплении отношений междумужем и женой «Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкайее…»73.
Однако, в летописях существуют многочисленные примеры, такназываемой «неправедной жизни», когда муж мог убить жену (при этомподвергнуться незначительному наказанию), насильно постричь в монахиниТам же. гл. 21.Там же. гл. 22.72Там же. гл.1.73Там же. Послание и наставление отца сыну.707139или продать, заложить. Известный русский историк К. Неволин относил все этидействия скорее не к обыденным явлениям, а злоупотреблению правом74.Более того в главе 28 «О неправедной жизни» говорится следующее: «Акто живет не по-божески, …чинит неправды всякие и насилие, и чрезмернуюобиду наносит,… прямиком вместе в ад попадут, да и здесь уже проклятывсеми»75. Как видим, применение насилия является делом «не Божьими, нехристианским», за которое следует тяжкое проклятие людей и дорога в ад.
Всвязи с этим обратим внимание на то, что наказание детей в тот период всознании людей не отождествляются с насилием.Следует заметить, что использование разрозненных цитат из «Домостроя»,не позволяет выявить объективную картину. По мнению людей этогоисторического периода, возможность достичь добродетели, была только вединстве столь противоположных методов воспитания.Как нами уже отмечалось, в этот исторический период телесные наказанияв отношении детей не рассматривались как насилие, а, соответственно, неосуждалось и не наказывалось их применение, более того, родители искреннесчитали, что данное деяние очистит детскую душу от дурных помыслов,разовьет смирение и уважение перед родителями.Следующим историческим этапом, повлиявшим на сознание людей, иотразившемся в нормативных документах (основным документом этогопериода принято считать Соборное Уложение 1649 г.), было окончаниесмутного времени, которое ознаменовалось сменой царствующей династии.Расширился перечень деяний, подлежащих уголовному наказанию,которые совершались в семье.
Впервые была введена уголовнаяответственности за детоубийство, наказание заключалась в годе тюремногозаключения и церковном покаянии76. Продолжая традиции, определенные«Домостроем», законодательно была закреплена высшая мера наказания –смертная казнь, за убийство родителей. Это преступление уже считалось не спростым составом, а квалифицированным, т.е. более тяжким.Дети оставались в полном и безоговорочном подчинении родителей.Последние, в свою очередь, имели право продать детей в холопство, насильнопостричь в монахи, а также обладали правом наказания их розгами.
Если детипытались защитить свои права и обращались с челобитной, то ст. 6 Уложенияпредусматривала следующую процедуру: «сын или дочь учнет бити челом осуде на отца и матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом, и отдать ихотцу и матери»77. Как правило, родители и без специального распоряжения судане оставляли данный проступок детей без внимания и наказывали их нещадно.Родители же, в свою очередь, обладали правом обратиться к публичнойвласти для наказания детей, о чем говорится в Соборном Уложении в ст. 45,Неволин К.А. С.