Отзыв официального оппонента (Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья". PDF-файл из архива "Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
о т з ы вофициальногооппонента надиссертациюШарапова Вячеслава Викторовича«Национальное сознание и социально-психологические феноменыэтнического самосознания населения Среднего Поволжья»,представленную на соискание ученой степенидоктора психологических наук по специальности 19.00.05 - социальнаяпсихологияАктуальность диссертационного исследования.
В кризисные периодысуществования многонационального государства социальные противоречияв обыденном сознании получают этническую интерпретацию, трансформируясь в проблемы взаимоотношений этнических общностей. Социальнопсихологическая дистанция между ними возрастает до полного неприятияаутгруппы на своей территории. В конце 80-х и начале 90-х годов XX столетия эти внешние признаки поведения этнофоров сигнализировали о нарастании межэтнической напряженности в Карабахе, Сухуми, Фергане, Баку.Грозном, которая впоследствии переросла в вооруженные конфликты.Дремлющая интолерантность украинцев сегодня приобрела самые уродливыеформы на территории южного соседа России. В неопределенных и конфликтогенных социальных ситуациях, когда эмоциональный накал народаповышается, установочные образования становятся регулятором поведенияэтнофоров в отношении соседствующего этноса.
Здесь доминирующуюроль играет не истинность или ложность когнитивного содержанияустановок, определяющихся традиционной культурой этноса, а ихэмоциональное наполнение. Формируясь в пограничной зоне этнокультурных контактов, межэтнические установки закрепляют эмоциональнооценочное отношение к своей этнической общности (ингруппе), соседствующей аутгруппе и к её отдельным представителям.Для полиэтничного региона Среднего Поволжья вопрос взаимнойсоциокультурной толерантности веками населяющих его народов на протяжении минувшего столетия не утратил своей актуальности. Особенновыпукло он обозначился в период «парада суверенитетов» распадающегосяСССР. В XXI веке наряду с процессами экономической интеграции регионовРоссии и унификации образа жизни, наблюдается усиление этническогосамосознания населяющих его народов со всплесками этноцентризма,интолерантности, межнациональной конфронтации. В этом аспекте непредставляет исключения и Среднее Поволжье, на территории которогопри внешнем межнациональном спокойствии обозначенные этническиефеномены носят латентный характер.Осознавая политическую значимость проблемы и мозаичность ранеевыполненных научных разработок в этой области, диссертант провел комплексное исследование длительностью более двадцати лет.
Научная актуальность диссертации с высказанных позиций не вызывает сомнений.Новизна исследования усматривается в локальном эмпирическомподтверждении историко-философских посылов Л.Н.Гумилева о влиянииареала обитания этноса на формирование его самосознания со всеми дериватами:историческим,возрастным,социально-профессиональнымитендерным.Показано, что опыт проживания мигрантов в инокультурной для нихсреде изменяет содержание этнонационального сознания в сторону его толерантности, большей открытости и соответствия универсальным ценностям.Эмпирически выявлено, что молодежь региона терпимее к субъектамаутгрупп, чем старшее поколение с консервативно стойкими аттитюдаминакопившимся в советскую эпоху негативным опытом межнациональноговзаимодействия.
Этому посвящен специальный параграф 5.2.6 [с.417-435].Теоретическое значение диссертации усматривается в определенииспецифики национально-психологического построения современного российского общества. Она заключается в том, что в поликонфессиональном имногонациональном Среднем Поволжье при сохранении национальной самобытности семей коренных народов и мигрантов из ближнего зарубежьяпроисходит их более интенсивная, чем в целом по стране, этнокультурнаяинтеграция в российское сообщество.Для определения толерантности населения в любом регионе страныдиссертантом предложен коэффициент, вычисляемый на основе эмпирических данных как соотношение этнического самосознания титульнойнации и этнических меньшинств.
Чем выше его значение, тем меньшевероятность нарастания межэтнической напряженности в общем ареалеобитания разных этносов.Практическая применимость итогов исследования не вызывает сомнений, поскольку в Татарстане - одном из центральных национально-территориальных образований Средневолжского региона России - большинствовыводов диссертанта валидизированы самой жизнью и реализованы навременном отрезке всего постсоветского периода.В социально-экономическом плане правительство республики категорически не допускает ущемления гражданских прав и национально-религиозного самосознания как титульного этноса, так и национальных меньшинств. Даже при численности верующих менее 1% населения епархиямвозвращены или выстроены католический костел, лютеранская кирха, иудейская синагога.
Совместно и с воодушевлением отмечаются национальные,религиозные и государственные праздники, контролируется национальнаяпропорциональность кадров в госучреждениях и органах власти, обучениеведется на одном из двух государственных языков по выбору родителей.Структура диссертации удачно сочетает теоретические и эмирическиеразделы, направленные на достижение поставленной цели и задач исследования. Текст диссертации содержит введение, пять глав, заключение, списоклитературы и приложения.2Первая глава диссертации целиком отведена коррекции основополагающих терминов и категорий этнологии и этнической психологии потой причине, что до сего дня, несмотря на опубликованные словари, вних наблюдается содержательное разночтение. Сделав полноценный обзорсуществующих этносоциологических и этнопсихологических концепций,диссертант остановил свой выбор на категориях и дефинициях, предложенных Дж.Берри, Ф.Бартом, Ю.В.Бромлей, А.
Тэджфелом, С.А.Арутюновым,Н.М.Лебедевой, Л.М.Дробижевой, Г.Г.Дилигенским как наиболее соответствующих обоснованию и решению поставленных им исследовательскихзадач.Во второй главе определяются и теоретически анализируются разноплановые детерминанты - исторические, политические и социальные, предопределяющие характер межэтнических отношений. Этническая толерантность как явление социальной перцепции понимается диссертантом какпозитивный образ соседствующей культуры при сохранении образа культуры собственной. Из этого он заключает, что этнотолерантность - неотчуждение от собственной культуры вследствие ассимиляции, а это дериват многовековой межэтнической интеграции [с. 183-184].Рассматривая категорию этнической идентичности, диссертант делаеттеоретический вывод: историческая память является её необходимыматрибутом и межпоколенно транслируется на самовосприятие этнофоракак представителя этноса.
В параграфе 2.4.3 [с.208-217] автор приводитрезультаты эмпирического обследования двух народов с историческисхожей судьбой - армян и евреев, ныне проживающих в Среднем Поволжье.Подтверждается, что исторически значимые события социоэтногенезаинтроецируютсяв индивидуальную память (происходит социальноенаследование), а отношение к маркерам неблагополучия и носителямтрагичных событий конструирует этническую идентичность. На ее основевырастает вектор толерантности разной степени выраженности.В третьей главе диссертант проанализировал содержательную сторонудефиниций «этническая идентичность» и «этническое самосознание» поматериалам научных публикаций 16 отечественных и зарубежных ученых.В итоге он пришел к собственному выводу, который редко акцентируетсяв отечественной научной литературе о том, «что этническое самосознаниеформируется в результате межэтнического взаимодействия [с.233]».
С этимвыводом официальному оппоненту трудно не согласиться, поскольку онна протяжении десятилетий в бытовом слое межнациональных отношенийнаблюдает сильное отличие в проявлениях этого феномена между этнофорами, живущими в моно- и полиэтнической контактных средах. Яркимтому примером может служить многочисленная грузинская диаспора вМоскве на фоне национального самосознания титульной национальностив самой Грузии. В Среднем Поволжье, где более пятисот лет проходилавзаимная диффузия коренных и русского народов, эти отличия камуфлиро3ваны настолько, что даже при весьма консервативных изменениях антропометрических признаков наметанному глазу легко ошибиться в идентификации национальной принадлежности субъекта.Не вдаваясь в критику концептуального противостояния апологетовтриады премордиализма - инструментализма - конструктивизма [с.240-241]о функциональной роли этничности в жизни субъекта и социума, диссертант акцентирует внимание на соотношении этнического самосознаниятитульной нации и этнических меньшинств в реалиях Среднего Поволжья.В своем эмпирическом изучении вопроса (приложение 2 [с.498-511]), исследователь пришел к заключению: чем выше коэффициент этого соотношения,тем больше в контактной группе толерантных лиц [с.265]; а этническоесамосознание как отдельного индивида, так и этноса детерминировано широким спектром факторов: территориально-административным, тендерным,возрастным, профессиональным, образовательным уровнем этнофоров иареалом их обитания [с.272].В четвертой главе рассматривается вопрос общего и специфичного вэтническом самосознании народов Среднего Поволжья.
На основаниипроведенного экспериментального исследования и обработки полученныхданных диссертант пришел к ряду значимых для межнациональной политикиСамарской области выводов.В отношениях русских и мордвы не обнаружено ни объективных, нисубъективных оснований для межэтнических противоречий, провоцирующихмежнациональные конфликты [с.308].Стереотипы восприятия русских и татар не имеют существенных различий, кроме некоторого разнообразия в волевой сфере. У татар наблюдаетсядовольно позитивная оценка своего и русского этносов, что подтверждаетсясовпадением некоторых наиболее выраженных черт, как «выносливый»,«общительный», «остроумный», «смышленый» [с.353].Наряду с выявленными общими чертами у народов Среднего Поволжьянаблюдается и этническая специфика.
Важнейшей отличительной особенностью русско-татарского взаимодействия выступает стремление татар ксохранению этнической самобытности в контакте с этническим большинством, к «защите» от воздействия доминирующей культуры в Самарскойобласти [с.334]; у чувашей имеются опасения по поводу утери своей национальной культуры [с.329]. Национальная идентичность по-разному проявляется в различных этнических группах [диаграмма 27 на с.433]: наиболеевысока она среди татар, русских и евреев, а наиболее низка - средиукраинцев и мордвы.Среди национальных меньшинств Самарской области наивысшеепроявление этноидентичности было обнаружено в выборке армян [с.363].Оказалось, что чуваши и армяне - более толерантны, чем русские. Этот•акт особенно справедлив по отношению к армянам, большинство которыхне противятся вступлению в брак своих сородичей с инородцами.4В результате статистической обработки материала, полученного методомопроса ёмкой выборки респондентов выявились такие закономерности: вовсех рассматриваемых сферах (бытовой,спортивной, досуговой и производственной) русские респонденты предпочитают контактировать, наряду с представителями своего этноса, с татарами и мордвой; армяне (при отсутствииземляков) - с русскими.
Представители чувашской диаспоры предпочитаютобщаться с этнофорами своего народа; в иных ситуациях, в которых неприсутствуют представители их народа, результаты четко не определены[с.364].В пятой главе затронуты вопросы, связанные с самоидентификациейнациональных меньшинств - вынужденных переселенцев с других территорий бывшего СССР - и анализируются мотиваторы возможной межэтнической напряженности. По результатам социально-психологических опросовдиссертант заключает, что в Поволжье наблюдается сбалансированнаядинамика двух противоположно направленных тенденций: ассимиляции иобособления этносов. Общественно-политическая ситуация не провоцируетконфликтность у проживающих народов, не провоцирует их фрустрацию,агрессивность ни к титульной нации, ни к другим этносам [с.386].