Отзыв официального оппонента (Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятели науки России, научного руководителя Некоммерческого партнерства «Центр политических и психологических исследований» Семенова Валентина Евгеньевича на диссертацию Харитоновой Татьяны Юрьевны «Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)», представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 — Социальная психологии (психологические науки) Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью повышения культурного уровня населения, в том числе совершенствования деятельности музеев, для чего необходимо учитывать и изучать социально-психологический аспект работы с реальными и потенциальными посетителями.
Проблематика социально-психологических особенностей музейной аудитории и коммуникации является значимой, но еще недостаточно изученной темой не только в отечественной, но и в зарубежной социально-психологической науке. В диссертации представлен подробный анализ исследований в этой области. Диссертант, опираясь на существующие теоретико-методологические работы, а также на результаты эмпирических исследований в этой сфере ~включая собственные), формулирует авторский социально-психологический подход к исследованию посетителей в ситуации музейной коммуникации. Представленная диссертация является завершенной научной работой, состоящей из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. В ней содержатся все необходимые компоненты диссертационной работы.
Название диссертации соответствует ее содержанию (хотя, можно сказать„что содержание диссертации гораздо шире и богаче). Работа изложена на 197 страницах машинописного текста; включает 21 таблицу, 39 рисунков и б приложений. В списке литературы 2бО источников, из них 93 на иностранном языке. Во введении освещается актуальность исследования в современном глобальном культурном контексте; ставится основная проблема исследования; указываются наиболее значимые в разработке данной темы современные психологические теории; формулируются теоретико- методологические основания работы, цель, объект и предмет исследования, гипотезы, основные задачи и методы исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические и практические аспекты изучения социально-психологических особенностей посетителей в ситуации музейной коммуникации» автор подробно рассматривает понятия «коммуникация», «общение», ссмузейная коммуникация», обосновывает необходимость использования понятия «музейная коммуникация», раскрывает его содержание как особого вида коммуникации (с. 65). Изучение большого объема научных исследований в области социальной и музейной психологии российских и зарубежных ученых (причем многочисленных новейших зарубежных публикаций) позволило Т,Ю, Харитоновой по-новому взглянуть на изучаемый феномен, соотнести различные взгляды и подходы и сформулировать на этой основе авторскую модель музейной коммуникации.
При этом выделяются три компонента; функциональный, личностно-эмоциональный и идентификационный. Опираясь, с одной стороны, на российские подходы, в понимании феномена и ситуации коммуникации, включая художественную коммуникацию, а также на понимание эстетических потребностей личности, с другой — на зарубежные представления в этой сфере, автор предлагает собственный подход к рассмотрению ситуации музейной коммуникации и ее процесса.
Анализ работ по социальной установке, эстетической потребности личности, социальной психологии искусства, рассмотрение музейной коммуникации с точки зрения социально- психологических особенностей участников, позволяет взглянуть на рассматриваемую модель более системно в контексте современных научных знаний. Сильной стороной диссертации является хорошее знакомство автора с последними зарубежными научными исследованиями и подходами в области музейной психологии и соответствующий их анализ на страницах диссертационной работы.
В целом теоретическая часть работы дает достаточно полное представление об изучаемом феномене, демонстрирует широкую эрудицию диссертанта в данной области. При этом следует отметить аналитические способности автора и умение продуктивно применять существующие научные концепции и результаты в своем исследовании.
Во второй главе «Программа исследования социально- психологических особенностей посетителей в ситуации музейной коммуникации» автором подробно описаны используемые в данном исследовании методические инструменты, три этапа исследования, которое проводилось в Санкт-Петербурге на экспозиции Главного штаба Государственного Эрмитажа в 2013 — 2017 годах. Всего было обследовано 2580 посетителей музея (характеристики общей выборка и выборок отдельных исследований приводятся в тексте).
В исследовании использовались авторские опросные методики и эксперимент, а также целая батарея психодиагностических тестов, Кроме того применялись методы включенного наблюдения и контент-анализа. Все методики соответствуют профессиональным требованиям в социальной психологии.
Полученная эмпирическая информация обрабатывалась и анализировалась посредством факторного и корреляционного анализа и других статистических методов. Таким образом„автором был получен обширный, надежный и, главное, новый исследовательский материал о посетителях музея, их личностных свойствах и коммуникации в музейных условиях.
Третья глава «Результаты исследования социально-психологических особенностей посетителей в ситуации музейной коммуникации» содержит подробное изложение результатов эмпирических исследований автора, полученных разнообразными методами, и их интерпретацию, В главе представлено много новых научно значимых и практически важных данных. Так, факторный анализ позволил выявить факторы удовлетворенности посетителей музея.
Одни люди прежде всего получают удовлетворение, благодаря общей психологической атмосфере в нем, другие - благодаря восхищающим их определенным экспозициям, произведениям искусства, наконец, третьи — благодаря прагматике, вроде наличия кафе, магазина сувениров и прочему сервису.
Автор строит единую динамическую модель музейной коммуникации, основанную на изучении, направленности установок посетителей, их удовлетворенности музейной коммуникацией, оправданности ожиданий и др. Схемы корреляционных плеяд и сравнительные диаграммы наглядно позволяют рассмотреть содержание и направленность этих характеристик. В данной главе делаются обобщающие выводы о различиях между посетителями с разными социальными установками, предлагается социально-психологический портрет типичного посетителя музея, а также портреты представителей разных поколений.
Основным посетителем оказывается девушка, молодая женщина с высшим образованием или студентка, жительница большого города, увы, с недостаточно развитым эстетическим вкусом и неким психологическим комплексом. Более адекватными и эстетически развитыми являются представители старшего поколения.
Интересен н эвристичен эксперимент автора, в котором изучается восприятие и атрибуция посетителями абстрактной живописи (стимулами выступают три живописных полотна начала ХХ века Василия Кандинского). Данные эксперимента свидетельствуют, что и через сто лет понимание и отношение к абстрактной живописи весьма противоречивы. Диссертант очень многоаспектно исследовал коммуникации, взаимодействие музея и его посетителей. Пожалуй, можно сделать вывод о том, что в работе автора, действительно, начинает складываться новая социально-психологическая концепция художественного музея.
На основании результатов проведенного исследования автором разработаны рекомендации для отдела «Главный штаб Государственного Эрмитажа» по совершенствованию его деятельности, которые могут быть применены и в других музеях. Диссертация заканчивается общими выводами и заключением, в которых отражаются результаты и подводятся итоги диссертационного исследования. Тем не менее, оппонент должен сделать ряд замечаний и пожеланий по данной работе. 1. Название и цель диссертации представляются несколько «зауженными» и излишне эмпирическими, так как автор скорее выстраивает концепцию социально-эстетической коммуникации в ситуации посещения музея или даже социально-психологическую концепцию художественного музея.
2. Адекватно ли использовать понятие «общение с музеем»? Общение, все-таки, межчеловеческий взаимообмен на личностном уровне (например, с экскурсоводом, а не аудио-текстом или со скульптурой). 3. Можно ли определить посетителей музея как общность, тем более при наличии посетителей, пришедших в него впервые, причем представителей разных стран, регионов, национальностей, поколений? Не точнее ли называть посетителей музея публикой или аудиторией? 4.
Между предметом, объектом и гипотезами исследования существует некоторая рассогласованность и произвольность. 5. Автор делает вывод о том, что посетители музея разделяются на тех, которые приходят с мотивацией «каждый должен посетить» и на тех, кто хочет «получить удовольствие» (эстетическое). При этом последние по результатам опросов и тестов более информированные, целеустремленные, обладают осознанной эстетической потребностью, более жизнестойкие и самореализованные, чаще приходят в музей повторно. К тому же они являются представителями другого, более старшего поколения. Возникает другая интерпретация о различии этих двух типов людей. Просто они находятся на разных жизненных этапах, происходят из разных эпох и представляют разные культуры.