Отзыв ведущей организации (Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа))
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИИОБРИАУКИ РОССИИ УТВЕРЖДАЮ ректор ФГБОУ ВО Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оаасииа государствевпыв университет пм. Ф.М. Достоевскогов (ФГБОУ ВО комГУ нм. Ф.М. Достоеаскогоа) ОГО» ессор Якуб 2018 Пр. Мира, 55-А, г. Омск, 644077, Теа.: (3012) 67-0!.04, факс (33! 2) 22-36-41 Е-та!1: гес!ага".овкаа а 'а! !р:дкм в.атака.га ОКНО 02069007, ОГРН 1025500532947, ИНН/КП(Т 55010039257550 ! 0100! На№ от ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет им. Ф,М.
Достоевского» на диссертацию Харитоновой Татьяны Юрьевны «Социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа)», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 — Социальная психология (психологические науки) Актуальность проблемы диссертационного исследовании.
Диссертационное исследование Т.Ю. Харитоновой выполнено в русле классических работ в области социальной психологии, гармонично объединяя ее разные разделы — психологию общения и коммуникации, социальную психологию групп и личности. При этом учитывается основной механизм развития социально-психологического знания — сочетание тенденций к его дифференциации и интеграции, в том числе за счет обращения не только к психологическим отраслями науки, но и другим областям научного знания, в частности, истории, культурологии, социологии и музеологии, что оправдано междисциплинарным характером объекта изучения. Основной замысел работы раскрывается в рамках ситуационного подхода к музейной коммуникации, преимущественно, через призму социальна-психологических особенностей ее субъектов. Вместе с тем, автор не ограничивается психологией ситуаций, включая ее в более широкий контекст социальной коммуникации, в том числе массовой, выделяя ее виды, средства и механизмы, с одной стороны, и раскрывая проблематику социального познания через общение человека с предметами духовной культуры, с другой.
Последнее позволяет нам предположить, что решение подобной задачи затрудняется при низком уровне психологической культуры личности. В общем виде психологическая культура раскрывается как обладание знанием о психических явлениях и закономерностях, способами его получения, а также способностью на основе этого знания влиять на поведение других людей и самого себя. Чаще всего, содержание психологической культуры раскрывается через совокупность характеристик, которыми обладает человек с высоким уровнем ее развития, а именно, сформированные способности самопознания, рефлексии, саморегуляции и самоорганизации, ответственность и самостоятельность, стремление к созиданию и саморазвитию, конструктивные коммуникативные навыки„ удовлетворенность жизнью, самоценность личности, способность к самодетерминации и жизненному самоопределению, эффективность деятельности и поведения, высокий уровень социального интеллекта и др..
Таким образом, психологическая культура — это системный элемент базовой культуры личности, способствующий самоопределению, социальной адаптации, саморазвитию и самореализации в обществе, а также повышению уровня удовлетворенности собственной жизнью. Эти особенности отчасти попадают в поле научных интересов соискателя, проявляясь через оценку ресурсов субъектов музейной коммуникации, что делает работу автора своевременной и актуальной в обществе, задающем «высокую планку» для личности, независимо от сферы приложения ее физических и духовных сил, При этом возможности приобретения и восполнения личностных ресурсов должны создаваться обществом в ходе его исторического развития. И именно качественная организация деятельности создает условия для формирования, развития и реализации ресурсов личности, уровня ее компетентности, в том числе психологической и культурной.
И основная идея данной работы связана с поиском социально-психологических факторов и механизмов организации коммуникативного пространства современных музеев для усиления их инфраструктуры с целью гармонизации личности посетителей не только в процессе музейной коммуникации, но и за ее пределами, повышая эстетическую и культурную грамотность населения в целом. Общая характеристика теоретической и эмпирической частей работы. По своей структуре и содержанию диссертационная работа Т.Ю. Харитоновой подчинена единому замыслу автора, нашедшему отражение, как в теоретической, так и эмпирической частях работы. Структура текста и стиль его изложения отличаются последовательностью, логичностью, связностью, аргументирован постыл, обращением к авторитетным позициям, как зарубежных, так и отечественных ученых„при наличии собственного взгляда на изучаемую проблему.
Во введении работы сформулировано основное социальное и познавательное противоречие, на разрешение которого она направлена, обозначена актуальность и степень разработанности проблемы, выделены цель и задачи„сформулированы гипотезы, указаны методологические основания и методы изучения, выделена новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость. В первой главе автор раскрывает идею о музейной коммуникации, закономерно, начиная анализ с более широкого контекста, в рамках которого она существует — общения, его структурных компонентов и механизмов, социально-психологических особенностей человека как субъекта коммуникации.
После чего вводит и обосновывает терминологию, описывающую собственно специфику музейной коммуникации как ситуации и процесса, выделяя возможные модели ее осуществления и критерии оценки ее участников, прежде всего, посетителей музея, От методологических и теоретических оснований исследования автор переходит к обсуждению его организационных моментов, что нашло отражение во второй граве работы. В рамках программы исследования раскрываются его объект, предмет, цель и задачи, выдвигаются основные предположения, подробно описывается выборка и ее критерии, методы сбора и обработки данных, обосновывается логика исследования через оценку содержания его этапов.
Третья глава позволяет автору достичь главной цели работы — изучить социально-психологические особенности посетителей в ситуации музейной коммуникации ~на примере Главного штаба Эрмитажа), через последовательное решение ряда задач: разработка структуры и выявление содержания функционального, личностного и идентификационного компонентов музейной коммуникации, описание процесса музейной коммуникации с учетом социально-психологических особенностей посетителей, анализ поколенческой принадлежности посетителей музея, установление связи между личностными характеристиками посетителей и их эстетическими потребностями, ожиданиями, удовлетворенностью музейной коммуникацией и пр.
Завершают работу семь основных выводов, полученных на основе теоретического анализа проблемы и констатации результатов эмпирического исследования социально-психологических особенностей посетителей в ситуации музейной коммуникации (на примере Главного штаба Государственного Эрмитажа), подтверждающих выдвинутые соискателем гипотезы. Следует отметить гармоничное сочетание явно выраженной авторской позиции, нашедшей отражение в дизайне исследования и объяснении полученных результатов, с одной стороны, и соотнесения обнаруженных закономерностей с данными других эмпирических исследований, с другой, что позволило Т.Ю. Харитоновой осмыслить полученные результаты в более широком научном контексте. Исследование изложено на 209 страницах (197 страниц основного текста и б приложений), текст содержит 21 таблицу и 39 рисунков. В списке литературы 260 наименований, из них 83 — на иностранном языке.
Библиографический список включает, как классические, так и современные работы по изучаемой автором проблематике. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы нашли отражение в следующих результатах диссертационного исследования. В работе музейная коммуникация представлена как разновидность коммуникации социальной (введено и обосновано соответствующее определение), базовыми элементами которой являются пространство музея и реакции его посетителей.
Таким образом, исследователь ориентирован на создание целостной картины, включающей, как внешние, объективно заданные критерии, так и их внутренние репрезентации, одновременно выходя и на структурные, и на процессуальные характеристики изучаемого феномена. На основе трехкомпонентной (когнитивной, эмотивной и конативной составляющих) структуры установки, автором смоделирована ситуация музейной коммуникации, включающая функциональный (психологическая атмосфера музея, уровень удовлетворенности при его посещении, в том числе, с учетом типов и тематик выставок), личностный (эмоциональная вовлеченность посетителей, их увлеченность, захваченность тематикой) и идентификационный (принадлежность к социальной общности, в том числе, поколенческая) компоненты, а также установлена связь между ними.
Таким образом, был составлен не только социально-демографический портрет типичного посетителя музея, но и произведен его качественный анализ через оценку психологических особенностей посетителей. Что касается процессуальной стороны музейной коммуникации как передачи соответствующей информации с использованием вербальных и невербальных знаковых систем, автором для ее оценки выделяются источники и уровень информированности посетителей, их ожидания от посещения музея, удовлетворенность потребностей, в том числе эстетических, а также связи последних со смысложизненными ориентациями и уровнем жизнестойкости, В конечном итоге, объединение процессуального и ситуационного подходов, позволило автору создать и визуализировать общую динамическую модель музейной коммуникации.