Диссертация (Идея личности в учении Виктора Франкла)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Идея личности в учении Виктора Франкла". PDF-файл из архива "Идея личности в учении Виктора Франкла", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение высшего образования«Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиУколова Елена МихайловнаИДЕЯ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ ВИКТОРА ФРАНКЛАСпециальность 19.00.01 –Общая психология, психология личности, история психологииДиссертация на соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель:кандидат психологических наукШумский Владимир БорисовичМосква – 2016СодержаниеВведение ...................................................................................................................
3Глава 1. Учение В. Франкла: от философской антропологии М. Шелерак психологии поиска смысла ................................................................. 111.1 Проблема методологических оснований учения В. Франкла ................. 111.2 Персоналистическая антропология и аксиология М. Шелера ................ 171.3 Идея личности как системообразующий фактор учения В. Франкла .... 381.3.1 Десять тезисов о личности .................................................................... 391.3.2 Экзистенциальная онтология личности .............................................. 451.3.3 Димензиональная антропология и онтология.....................................
571.3.4 Бытие личности как восприятие ценностей,поиск и осуществление смысла ............................................................ 671.3.5 Психотерапия, направленная на актуализацию личности ................. 811.4 Духовная личность: от философского к психологическомудискурсу ......................................................................................................... 95Глава 2.
Идея личности как базис для диалога В. Франклас другими психотерапевтическими школами .................................... 1092.1 Полемика с классическими концепциями глубинной психологии ....... 1092.2 Самотрансценденция vs. самоактуализация ...........................................
1292.3 Дискуссии «внутри» экзистенциального подхода:понимание В. Франклом специфики логотерапии ................................. 1382.4 Экзистенциальный анализ В. Франкла как интегральнаяпсихотерапевтическая антропология и онтология .............................. 147Глава 3. Персонализм В. Франкла в контекстепсихологии личности ............................................................................ 153Глава 4. Развитие представлений как «действующем агенте»человеческого бытия в истории европейской культуры ................... 177Заключение ..........................................................................................................
191Литература ........................................................................................................... 1942ВведениеАктуальность исследования. Развитие психологии личности всовременномразработкунаучномисоциокультурномисторико-психологическихспособствуетрефлексииеепрошлогоконтекстепроблем,ипредполагаетрешениенастоящего.которыхСовременнуюпсихологию характеризует множественность представлений о генезе,сущности и структуре личности. Несогласованность подходов к пониманиюличности и отсутствие ясно очерченного содержательно-смыслового поляприменения категории «личность» в психологии являются существеннымпрепятствием в развитии психологии личности как области научного знания.В этих условиях актуальным является обращение к истории психологии, кавторитетнымавторскимконцепциям,предлагающимотносительноцелостный взгляд на личность.
Их новое прочтение может способствоватьосмыслению современного состояния психологии личности и позволитдополнить и обогатить понимание феномена личности, предложить идеи,которые могли бы дать новый импульс для развития психологии личностикак области научного знания. Такой концепцией является экзистенциальныйанализ и логотерапия В. Франкла, персоналистический потенциал которойнедостаточно раскрыт и отрефлексирован.Философ, психолог, психотерапевт, создатель оригинального учения осмысле, В. Франкл (1905 – 1997) оказал весьма серьезное гуманистическоевлияние на философско-психологическую мысль.
Свидетель XX века, В.Франклточносхватилнервэпохи–состояниесмыслоутраты,экзистенциального вакуума, возникающее при распаде традиционнойсистемыценностей.Впротивоположностьпостмодернистскомумировоззрению, В. Франкл в своих трудах отстаивал абсолютную, а неотносительную ценность личностного начала в человеке.В.
Франкл практически всю свою жизнь провел в Вене, которую можноназвать колыбелью теорий личности и психотерапии. Он лично общался со3многими виднейшими фигурами в психологии, философии и психотерапии, вчисле которых З. Фрейд, А. Адлер, М. Хайдеггер, М. Бубер, К. Ясперс, Ф.Перлз, Л. Бинсвангер, А. Маслоу, П. Вацлавик и другие. Творчество В.Франкла, таким образом, в буквальном смысле впитало в себя ведущиемировые идеи в области психологии личности. В этой связи актуальностьисследования обусловлена необходимостью восстановления полной картиныисториизарубежнойпсихологии,чтопредполагаетвсестороннеерассмотрение персоналистических воззрений В. Франкла и выявлениезначения идеи личности для его учения.В контексте данной работы под «идеей» мы будем пониматьмысленный прообраз какого-либо явления, выделяющий его существенныесвойства и характеристики.
Мы исходим из диалектической трактовки идеикак отражения реальности не только в ее наличности, но и в потенциалахразвития. Идея, с одной стороны, отражает реальность, а, с другой стороны,формирует реальность, высвобождая в ней возможности, представленные вэтой идее.Словосочетание «идея личности» будем понимать в следующихзначениях. С одной стороны, идея личности отражает глубинную интуициюевропейской культуры о сущности человека, где эта сущность означена как«личность» (М. Мосс).
С другой стороны, концептом идея личности мыбудем обозначать специфическое понимание личности в определенныйисторико-культурныйпериод,вфилософском,психологическомнаправлении (Е.Б. Старовойтенко), мировоззренческой системе (М.М.Рубинштейн), научной школе (И.Б. Котова). Идея личности, таким образом,можетрассматриватьсякаксредство,или«культурноеорудие»самопонимания, самопознания и преобразования человека.Степень разработанности проблемы.
В поле исследовательскогоинтереса ученых неоднократно находились различные аспекты творчестваоснователя«третьейвенскойшколыпсихотерапии».Влияниенаформирование и развитие мировоззрения мыслителя обстоятельств его жизни4и событий, произошедших на его жизненном пути, отражено в работах Б.С.Братуся, Д.А. Леонтьева, А. Лэнгле, D. Batthyany, J. Fabry, E. Fizzotti, G.Pareja, T. Pytell. Философско-методологический аспект учения В. Франклапредставлен в публикациях С.В.
Кривцовой, А.А. Пископпеля, N. Espinosa,W. Kurz, R. Kühn, I. Pereira, C. Sedmak. Вклад В. Франкла в теорию ипрактику психологии и психотерапии изучали Д.А. Леонтьев, В.М. Лейбин,А. Лэнгле, А.Б. Орлов, J. Fabry, E. Lukas, J. Seifert, R. Zaiser. Педагогическийпотенциал учения В. Франкла о смысле рассматривается B. Wicki и D.Bruzzone; в работах U. Böschmeyer, R. Leslie, H.
Rascob исследуютсярелигиозные коннотации логотерапии. Существенный вклад в развитиетеории и методов логотерапии и экзистенциального анализа В. Франклавнесли А. Лэнгле, R. Deckhart, E. Lukas, A. Noyon, C. Riedel.Следует отметить диссертационные исследования творчества В.Франкла, выполненные отечественными авторами. В работе М.В.
Бабалаевой«Виктор Франкл: философское истолкование смысла страдания» (2008)показано, что понимание страдания в трудах В. Франкла, с одной стороны,тесно связано с историко-философской традицией и, с другой стороны, несетв себе трагический опыт войн и социальных потрясений XX века.Исследование С.А.
Замалиевой «Учение Виктора Франкла о человеке:философско-антропологический анализ» (2012) посвящено рассмотрениюзначениялоготерапиииэкзистенциальногоанализадляразвитиясовременной философской антропологии.Отдельные аспекты концепции В. Франкла рассматривались вдиссертационных исследованиях по психологии: в работе В.В. Летуновского(2003) – в связи с анализом школ европейской экзистенциальной психологиии психотерапии, которые следует за философскими учениями Э. Гуссерля иМ. Хайдеггера; в исследовании Д.А. Баранниковой (2006) – в контекстевыявления основных этапов становления европейской экзистенциальнойпсихологии; в работе Е.Н. Осина (2007) – в связи с теоретико-эмпирическимизучением проблемы смыслоутраты; в исследовании В.Б.
Шумского (2008) –5вконтекстедиахроническойэкзистенциальнойпсихологииисистемно-структурнойкакодногоизреконструкцииведущихнаправленийсовременной психологии.Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в исследованиях учения В.Франкла на первый план выходит тематика поиска смысла, тогда какперсоналистическая составляющая его концепции – учение о личности –остается малоисследованной, лишь фрагментарно представленной в работахА.