Диссертация (Концепция конститутивного порядка в этнометодологической традиции)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция конститутивного порядка в этнометодологической традиции". PDF-файл из архива "Концепция конститутивного порядка в этнометодологической традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиКорбут Андрей МихайловичКонцепция конститутивного порядка в этнометодологическойтрадицииСпециальность: 22.00.01 —Теория, методология и история социологииДиссертация на соискание ученой степеникандидата социологических наукНаучный руководителькандидат философских наук,доцент С. П. БаньковскаяМосква — 2014СодержаниеВведение ......................................................................................................
4Глава 1. Проблема порядка в социологии и этнометодологии ....... 161.1 Проблема порядка в социологии ...................................................... 161.2 Этнометодологическая концепция порядка в социологическойлитературе ........................................................................................... 231.3 Концептуализации порядка в этнометодологической литературе 321.4 Эволюция представлений о порядке в этнометодологии ...............
401.4.1 Этап первый: понятие «воспринимаемой нормальности» ... 421.4.2 Переориентация этнометодологии ......................................... 591.4.3 Этап второй: понятие «порядка с астериском» ..................... 64Выводы ...................................................................................................... 71Глава 2. Концепция конститутивного порядка: ключевыеэлементы .................................................................................... 722.1 Понятие конститутивного порядка ...................................................
722.2 Элементы концепции конститутивного порядка ............................ 802.2.1 Методичность ........................................................................... 802.2.2 Наблюдаемость ......................................................................... 922.2.3 Ситуативность ........................................................................
1022.2.4 Практическая специфичность ............................................... 1142.2.5 Когортность ............................................................................ 125Выводы .................................................................................................... 136Глава 3. Изучение порядка в этнометодологическихисследованиях ......................................................................... 1383.1 Политика этнометодологических исследований ........................... 1383.2 Феномены порядка в этнометодологических исследованиях ......
1473.2.1 Конверсационный анализ ...................................................... 14723.2.2 Этнометодология науки ......................................................... 1593.2.3 Исследования рабочих мест .................................................. 1723.2.4 Этнография повседневности ................................................. 181Выводы ....................................................................................................
192Заключение.............................................................................................. 194Библиография ......................................................................................... 1983ВведениеАктуальность темы исследования. Проблема социального порядка относится к ключевым проблемам социологии.
Различные еерешения образуют основание развития социологии как дисциплины.Первоначально сформулированная Т. Гоббсом, проблема социальногопорядка затем стала одним из центральных предметов внимания социологов. Как отмечают Дж. Александер [Alexander, 1982: 93],У. Скидмор [Skidmore, 1979: 17], П. С. Коэн [Cohen, 1968: 18],Дж. Тернер [Тернер, 1985: 27], Д. Ю. Вронг [Wrong, 1994: 1], социальная теория не может не отвечать на вопрос о порядке и все социологические традиции можно проанализировать с точки зрения того,какие варианты ответа на этот вопрос они предлагают и реализуют всвоем концептуальном и исследовательском аппарате.Этнометодология, исходные принципы которой были сформулированы в работах Гарольда Гарфинкеля и его единомышленников в1950–1960-е гг.
в США, предложила свою концепцию социальногопорядка, которую можно назвать концепцией конститутивного порядка1. Данная концепция предполагает, что социальный порядок носит конститутивный характер, т.е. заключается для членов общества взнакомом, привычном ходе дел, который составляет для них само собой разумеющийся социальный мир. Акцентируя контингентный, ситуативный характер социального порядка, эта концепция предложилаальтернативу представлениям о социальном порядке, которые доми1Понятие «конститутивный порядок» было введено Г. Гарфинкелем в работе«Концепция и экспериментальные исследования „доверия“ как условия стабильных согласованных действий» [Гарфинкель, 2009] для указания на определенныеаспекты социального взаимодействия.
Э. Ролз предложила обозначать этим термином всю этнометодологическую концепцию социального порядка [Rawls, 2009,2011]. Мы будем использовать его в этом расширенном смысле, т. е., говоря оконститутивном порядке, мы будем иметь в виду социальный порядок, понятыйэтнометодологически.4нировали в социологии того времени и во многом продолжают доминировать до сих пор. Тем не менее, этнометодологическая концепциясоциального порядка не была воспринята как полноценная альтернатива, поэтому даже сегодня предоставляемые ею возможности для социологического теоретизирования и эмпирических исследований всееще требуют экспликации.Неадекватность трактовок этнометодологической концепции социального порядка связана с двумя причинам.
Во-первых, многиекритики этнометодологии относят ее к одному из известных направлений социологических исследований (чаще всего — к интеракционизму, феноменологической социологии или микросоциологии) иприписывают ей чуждые теоретические интересы и допущения. Вовторых, в самой этнометодологии теоретизирование занимает маргинальное положение, поскольку этнометодологи претендуют на радикально эмпирический подход к социологическим феноменам. Тем неменее, интерес к проблеме порядка всегда был основополагающиминтересом для Гарфинкеля, в работах которого на протяжении всегоего творчества можно найти не только примеры конкретных эмпирических исследований, но и развернутую сеть понятий и концептуализаций, обосновывающих необходимость эмпирического изучения социального порядка и анализирующих принципиальные недостаткисуществующих социологических подходов.Анализ этнометодологической концепции конститутивного порядка и экспликация ее основных принципов позволили бы выявить теоретический потенциал этнометодологии для решения ряда важнейшихсоциологических проблем, таких, как соотношение действия и структуры, индивидуальности и коллективности, повседневных практик исоциальных институтов.5Научная разработанность проблемы.
После выхода в 1967 г.книги Г. Гарфинкеля «Исследования по этнометодологии» этнометодологические идеи стали предметом анализа со стороны широкогокруга социологов, однако в большинстве случаев этот анализ был основан на недостаточно адекватной трактовке базовых принципов этнометодологии. Одной из наиболее распространенных стала интерпретация этнометодологической концепции как субъективистcкой илииндивидуалистской.
В работах Л. Козера [Coser, 1975], Э. Геллнера[Gellner,1975],Дж. Александера[Alexander,1987:257–280],А. Гоулднера [Гоулднер, 2003: 444–449], З. Баумана [Baumann, 1973]этнометодология рассматривается как один из способов изучениявнутренних смыслов, которые конкретные акторы приписывают другим людям, происходящим событиям и окружающим объектам. Однако такая индивидуалистическая трактовка не согласуется с этнометодологическим интересом к практической упорядоченности самих действий, которую невозможно свести к интерпретативной активностиакторов.Предпринимаемые внутри самой этнометодологии попытки концептуализировать разделяемое среди этнометодологов представлениео социальном порядке также следует признать неполным. В обзорныхработах Дж.
Херитиджа [Heritage, 1984] и У. Шеррока и Р. Андерсона[Sharrock, Anderson, 1986] проблеме порядка уделяется мало внимания, несмотря на признание ее первостепенного значения. Представленная в работе П. Флинна [Flynn, 1991] концептуализация этнометодологического понимания социального порядка как «реализациичленства» ведет к тому, что идея конститутивного порядка связывается с идеей типизации социальных ситуаций и их восприятия в качестве элементов социальной структуры, рассмотренных «изнутри»,«глазами участников».