Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма (на примере фильма Р. Быкова «Чучело»)
Описание файла
PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности восприятия и понимания художественного фильма (на примере фильма Р. Быкова «Чучело»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиМаркина Ольга СергеевнаСоциально-психологические особенности восприятия ипонимания художественного фильма(на примере фильма Р. Быкова «Чучело»)19.00.05 - Социальная психология (психологические науки)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наукМосква – 20101Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования«Институт социологии образования»Научный руководитель:Собкин Владимир Самуилович –доктор психологических наук, профессор,действительный член РАО, Заслуженныйдеятель науки РФ; директор Учреждения РАО«Институт социологии образования»Официальные оппоненты:Кондратьев Михаил Юрьевич –доктор психологических наук, профессор,член-корреспондент РАО; декан факультета«Социальная психология» ГОУ ВПО«Московский городской психологопедагогический университет»Марцинковская Татьяна Давидовна –доктор психологических наук, профессор;заведующий лабораторией психологииподростка Учреждения РАО «Психологическийинститут»Ведущая организация:Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный гуманитарныйуниверситет»Защита состоится 19 ноября 2010 года в 15.00 часов на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.95 в ФГОУ ВПО «Московскийгосударственный университет имени М.В.
Ломоносова» по адресу: 125009,г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория 310.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имениМ.В. ЛомоносоваАвтореферат разослан ________________ 2010 года.Ученый секретарьдиссертационного советаО.А. Карабанова2Общая характеристика работыАктуальность исследования.Настоящая работа посвящена особенностям восприятия и пониманиясовременными подростками фильма Ролана Быкова «Чучело», вышедшего наэкраны более двадцати пяти лет назад. Один из самых революционных фильмовпереходногопериода,запрещаемыйивосхваляемый,подвергавшийсямногочисленным обвинениям и удостоенный многих наград, он поднимал такиетемы как духовность и бездуховность, дружба и предательство, право человекана индивидуальность и конформизм. Отделяющие нас четверть века не сделалиэти темы менее актуальными.Вместе с тем, обращаясь к исследованию особенностей восприятия ипониманиясвоеобразиефильматогосовременнымиреальногоподростками,социокультурногоследуетконтекстаучитывать80-х,икоторыйопределяет содержание идеологических, социальных и культурных конфликтовфильма.
Понятно, что годы, отделяющие поколение сегодняшних подростков отвремени выхода фильма на экран, задают особую культурно-историческуюдистанцию, влияющую на характер зрительского восприятия. Новые социальныеожидания и установки аудитории, современная ситуация ценностно-нормативнойнеопределенности, а также изменившиеся эстетические ориентации могут статьлибо барьером, препятствующим проникновению в художественную тканькиноповествования, либо существенно трансформировать понимание зрителямиотдельных сюжетных линий.Следует отметить, что обращаясь к проблеме исследования особенностейвосприятия и понимания художественного фильма, мы основывались на том, чтов области психологии искусства под восприятием понимается восприятиехудожественнойформы произведения, понимание его смысла, а такжепереживание эстетического впечатления (К.А. Абульханова, Л.С.
Выготский,3А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.С. Собкин и др.). Обращает на себя внимание,что при всем многообразии исследований, посвященных изучению восприятияпроизведений различных видов искусства (музыка, живопись, скульптура, театр),произведения киноискусства при этом оказываются практически не затронутыми.Вомногомэтообъяснимотрудностямиметодическогохарактера.Кинопроизведение представляет собой сложное многоуровневое пространство,понимание которого подразумевает под собой ориентацию зрителя сразу нанесколько уровней (понимание монтажного пространства и времени, значениеиспользованияразличныхпланов,темпоритма,свето-теневогорисунка,актерской игры и т.п.).
В рамках данной работы мы сосредоточили свое вниманиена особенностях восприятия зрителем сюжетно-событийной композиции фильма,личностных характеристик персонажей и мотивации их поведения. По нашемумнению, данный подход позволяет рассмотреть понимание кинокартинызрителями в ее целостности и многообразии.В нашем исследовании мы касаемся вопроса социально-психологическихособенностейвосприятиякартиныР. Быковаподростковойзрительскойаудиторией. Очевидно, что художественное восприятие произведения искусстваобусловлено как общей спецификой возраста, так и уровнем художественногоразвития.Становлениеэстетическоговосприятияпроходиткачественносвоеобразные ступени в процессе всей жизни человека (А.В.
Запорожец).Формирование эстетической потребности у детей предполагает развитие целогокомплексакачеств,охватывающихэмоционально-волевуюсферыинтеллектуальную,(Л.С. Выготский,познавательнуюиА.А. Мелик-Пашаев,С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.). В подростковом возрасте при восприятиихудожественного произведения, помимо сюжета, особое значение приобретаютобразы героев, мотивы их поведения, идейное содержание произведения иавторская позиция, воплощенная в самом произведении.
Для этого возрастахарактерно обращение внимания на форму произведения, особенности языка,4понимание произведения в контексте реальных общечеловеческих проблем(Д.А. Леонтьев, О.И. Никифорова, Л.И. Беленькая и др.).Подростковый возраст – это период осуществления самоопределения,формирования мировоззрения, становления системы ценностных ориентаций иидеологическогоИ.С. Кон,выбораД.
Марсиа,Д.Б. Эльконин,(Л.И. Божович,Т.Д. Марцинковская,Э. Эриксон).ОсобенностиЛ.С. Выготский,В.С. Собкин,подростковогоМ.Р. Гинзбург,Д.И. Фельдштейн,возрастатакжеопределяются необходимостью решения таких новых задач развития какформирование системы отношений со сверстниками, становление собственнойавтономности и идентичности. С подобными проблемами сталкиваются и героихудожественногофильма,избранногодляпроведениядиссертационногоисследования.Одним из механизмов обретения идентичности традиционно считаетсяидентификация с героями художественных произведений.
Значимость именноэтого механизма, как одного из основных при моделировании смыслового поляпартнера по общению, не раз подчеркивалась психологами и культурологами(Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.С. Собкин). Сопереживая героямпроизведения, отождествляя себя с ними, зритель соотносит их системуценностей с собственной, отвергает или принимает ее. Искусство в этомотношении выступает в роли транслятора культурного опыта, смыслов,ценностей и идеалов.Цельюисследованияявляетсяизучениесоциально-психологическихособенностей восприятия и понимания художественного фильма.Объектисследования–оценочныесуждениязрителей-подростковотносительно различных уровней организации художественного фильма.Предметисследования–социально-психологическиеособенностивосприятия и понимания художественного фильма подростковой зрительскойаудиторией.5Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:1.
Теоретическийанализпроблематикисоциально-психологическихособенностей восприятия и понимания художественного фильма.2. Разработкапрограммыипроцедурыэмпирическогоисследованияособенностей восприятия и понимания зрителями художественного фильма.3. Изучениеособенностейпониманиязрителямисюжетно-событийнойкомпозиции фильма.4. Исследование воздействия фильма на трансформацию содержательных,атрибутивныххарактеристикструктурныхкомпонентовЯ-концепциизрителей.5. Выявление влияния механизма действенной идентификации зрителей сперсонажами фильма на понимание мотивационной структуры поведениякиноперсонажей.6. Изучение связи понимания мотивационной структуры действия персонажа сличным жизненным опытом зрителя.Гипотезы исследования:Гипотеза 1. Сюжетно-событийная композиция фильма выступает основойорганизации процессов смыслового понимания фильма.
При этом традиционнаясхема построения сюжета (завязка — испытание — борьба — развязка) являетсянормообразующей для понимания и интерпретации фильма зрителями.Гипотеза 2. Психологические эффекты воздействия фильма, базирующиеся намеханизмах идентификации с персонажами, проявляются в трансформациисодержательных,атрибутивныххарактеристикосновныхструктурныхкомпонентов Я-концепции зрителя.Гипотеза 3.
В основе понимания мотивационной структуры личности героевфильма и смысла их отдельных поступков лежит действенная идентификациязрителя с персонажами.6Теоретико-методологическуюосновуисследованиясоставилипредставления о феномене экранной выразительности Л. Деллюка, Л. Муссинака,Ж. Эпштейна и др.; положения теоретиков кино «монтажного периода»(Д.
Вертов, Л.В. Кулешов, С.М. Эйзенштейн) о структуре художественногопроизведения; теории повествования в кинематографе Р. Барта, К. Метца,Ж. Митри, Р. Якобсона, Ю.М. Лотмана и др.; положения общетеоретическихконцепций Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева,С.Л. Рубинштейна о психологических особенностях восприятия произведенийискусства; психосемантический подход к исследованию искусства (Ч. Осгуд,В.Ф. Петренко, В.С. Собкин, А.Г. Шмелев).Методы и методики исследования.Метод опроса, позволяющий выявить количественные и качественныепоказатели особенностей восприятия и понимания художественного фильмазрителями-подростками.Висследованиииспользованаавторскаяанкета,включающая четыре блока вопросов: первый блок - оценка актуальности фильма;второй блок – выявление эпизодов, отражающих его основное содержание;третий блок – выявление эпизодов, вызывающих наиболее сильные переживания;четвертый блок – особенности понимания отдельных тематических линийхудожественного повествования, которые лежат за рамками основной сюжетнособытийной канвы.Методсемантическогодифференциала(Ч.